8-800-100-58-80

Методическое пособие для сельскохозяйственных товаропроизводителей участвующих в государственных и муниципальных закупках и в закупках отдельных видов юридических лиц

Методическое пособие для сельскохозяйственных товаропроизводителей участвующих в  государственных и муниципальных закупках и в закупках отдельных видов юридических лиц

Настоящее методическое пособие предназначено для оказания помощи сельскохозяйственных товаропроизводителей принимающим участие в государственных и муниципальных закупках и закупках отдельных видов юридических лиц.

Согласно статье 3 Федерального закона «О развитии сельского хозяйства» сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются организация, индивидуальный предприниматель, осуществляющие производство сельскохозяйственной продукции, ее первичную и последующую (промышленную) переработку (в том числе на арендованных основных средствах) в соответствии с перечнем, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 11.06.2008 года     № 446, и реализацию этой продукции при условии, что в доходе сельскохозяйственных товаропроизводителей от реализации товаров (работ, услуг) доля дохода от реализации этой продукции составляет не менее чем семьдесят процентов за календарный год.

Сельскохозяйственными товаропроизводителями признаются также:

1) граждане, ведущие личное подсобное хозяйство, в соответствии с Федеральным законом от 07.07.2003 года № 112-ФЗ «О личном подсобном хозяйстве»;

2) сельскохозяйственные потребительские кооперативы (перерабатывающие, сбытовые (торговые), обслуживающие (в том числе кредитные), снабженческие, заготовительные), созданные в соответствии с Федеральным законом от 08.12.1995 года № 193-ФЗ   «О сельскохозяйственной кооперации»;

3) крестьянские (фермерские) хозяйства в соответствии с Федеральным законом от 11.06.2003 года № 74-ФЗ «О крестьянском (фермерском) хозяйстве»

Вместе с тем,  учитывая что сельскохозяйственные товаропроизводители могут являться и субъектами малого предпринимательства, то в этом случае  необходимо руководствоваться соответствующими требованиями  Федерального закона от 24.07.2007 года № 209-ФЗ «О развитии малого и среднего предпринимательства в Российской Федерации».

Примечание: Определение особенностей участия субъектов малого предпринимательства в закупках  товаров, работ,  услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд предусмотрено в качестве мер,  принимаемых федеральными законами и иными правовыми актами РФ в целях реализации государственной политики в области развития малого предпринимательства в Российской Федерации.

При этом непосредственно особенности участия субъектов малого предпринимательства в закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд регулируются положениями     статьи 27 и 30 Федерального закона от 05.04.2013 года № 44-ФЗ                    «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» и части 8 статьи 3 Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

 

  1. Общие положения

Основными законодательными актами о государственных и муниципальных закупках,  закупках отдельных видов юридических лиц  является:

Федеральный закон от 05.04. 2014 года     № 44-ФЗ  «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд»

Федерального закона от 18.07.2011 года № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц».

Федеральный закон от 26 июля 2006 года   № 135-ФЗ «О защите конкуренции».

Настоящие Федеральные законы регулируют отношения, связанные с осуществлением закупок товаров, работ,  услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд, нужд отдельных видов юридических лиц,  в том числе устанавливают единый порядок осуществления закупок, расширения возможностей для участия субъектов малого предпринимательства в таких закупках и стимулирования такого участия, развития добросовестной конкуренции, обеспечения гласности и прозрачности, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц.

 

  1. Алгоритм

принятия решения об участии в государственных и муниципальных закупках и в закупках отдельных видов юридических лиц

Перед участием в государственных и муниципальных закупках и в закупках отдельных видов юридических лиц каждый  сельскохозяйственный товаропроизводитель должен оценить свои возможности и  вероятность победы при участии в закупках для государственных и муниципальных нужд и  нужд отдельных видов юридических лиц.

Внимание ! Требования к участникам:

государственного и муниципального заказа определены в положениях статьи 31 Федерального закона о контрактной системе

закупок отдельных видов юридических лиц – в Положении о закупку отдельного вида юридического лица.

Вместе с тем, необходимо обратить внимание на следующие моменты:

1)  Финансовое состояние в целом деятельности  сельскохозяйственного товаропроизводителя.

2)  Наличие свободных финансовых ресурсов.

3)  Наличие специалистов в области государственных и муниципальных закупок и закупок отдельных видов юридических лиц.

5)  Возможность поставлять товар, оказывать услуги, выполнять работы на собственные средства сельскохозяйственного товаропроизводителя с последующей оплатой из средств бюджета (федерального, уровня субъекта РФ и муниципального уровня) и корпоративного бюджета отдельного вида юридического лица.

6)  Соответствие требованиям законодательства и быть информированным о требованиях законодательства, которые предъявляются к  непосредственной деятельности сельскохозяйственного товаропроизводителя, и которые предъявляются к  непосредственной деятельности  субъектов малого предпринимательства.

7) Быть информированным, где и как можно ознакомиться с размещением информации о государственных (РФ и субъекта РФ) и муниципальных закупках и закупках отдельных видов юридических лиц.

8)  Различать понимания добросовестной и недобросовестной конкуренции, а также коорупциогенных действий и осознавать их пагубность при участии в государственных и муниципальных закупках и закупках отдельных видов юридических лиц.

 

Обратите внимание, это очень важно!

  1. Оценка финансового состояния заключается в анализе бухгалтерской отчетности, заключений аудиторских компаний, поэтому бухгалтерский учет должен быть в отличном состоянии. Все налоги и сборы уплачены, долгов перед бюджетом быть не должно, поскольку задолженность по налогам и сборам и перед бюджетом является основанием для государственного и муниципального заказчика и заказчика отдельного вида юридического лица для отклонения заявки участника закупки (в том числе и субъекта малого предпринимательства) по участию в торгах.
  2. Оценить возможность привлечения финансовых ресурсов для выполнения условий государственного и (или) муниципального контракта и договора отдельного вида юридического лица, поскольку на практике со стороны государственных и муниципальных заказчиков и заказчиков отдельных видов юридических лиц для отклонения заявки участника закупки в требованиях к контракту (договору) может отсутствовать условие о предварительной оплате контракта (договора).
  3. Из законодательной базы можно сделать вывод — насколько непросто участвовать в закупках для государственных и муниципальных нужд и нужд отдельных видов юридических лиц.. Большое количество федеральных законов, постановлений и распоряжений Правительства РФ и других правовых актов предполагает определенную подготовку участников закупок в этой области правовых отношений (в том числе и субъектов малого предпринимательства), а также наличие специалистов имеющих опыт работы в этой сфере.
  4. При участии в государственных и муниципальных закупках и закупках отдельных видов юридических лиц велика вероятность столкнуться с недобросовестной конкуренцией, которая может выразиться в сговоре другого участника закупки с заказчиком.

Поэтому, подготовка заявки на участие в торгах с соблюдением всех требований федерального законодательства является залогом успеха быть лучшим (победителем) при участии в закупках.

  1. Для участия в государственных и муниципальных закупках нужд и закупках отдельных видов юридических лиц в обязательном порядке необходим оборотный капитал. Его величина зависит от начальной (максимальной) цены государственного и муниципального контракта и договора отдельного вида юридического лица. Чем больше цена контракта (договора), тем больше участнику понадобится финансовых ресурсов для внесение денежных средств на участие в торгах.

Внимание ! В случае, если заказчиком, уполномоченным органом установлено требование обеспечения заявки  и обеспечение контракта (договора) на участие в закупке,  которое указывается в документации о закупке, то такое требование является обязательным и в равной мере распространяется на всех участников  соответствующей закупки и свидетельствует о серьезности намерений участников для  участии в торгах.

Таким образом, в затраты необходимо учитывать средства:

— на подготовку заявки;

— на обеспечение заявки;

— на выполнение условий контракта (договора) (в случае оплаты поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг заказчиком только после выполнения условий контракта).

  1. С информацией о проводимых закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупках отдельных видах юридических лиц можно ознакомиться:

— о федеральных закупках — на официальном сайте Российской Федерации: www.zakupki.gov.ru;

— о закупках субъектов РФ  — на сайтах субъектов Российской Федерации (в том числе сайт Республики Саха (Якутия): www.goszakazyakutia.ru);

— о муниципальных заказах — на сайтах субъектов РФ и муниципальных образований;

— закупках отдельных видов юридических лиц Республики Саха (Якутия) — на официальном сайте Российской Федерации: www.zakupki.gov.ru и на сайте Республики Саха (Якутия): www.goszakazyakutia.ru).

  1. Приняв решение об участии в государственных и муниципальных закупках, и закупках отдельных видов юридических лиц необходимо организовать подбор интересующей информации по указанным торгам. Для этого, необходимо определить:

— вид поставляемых товаров, выполняемых работ, оказываемых услуг;

— начальную (максимальную) цена  контракта (договора);

— место выполнения государственного и (или) муниципального контракта (договора);

— порядок оплаты;

— наличие предварительной оплаты (аванса);

— период поставки товаров, выполнения работ, оказания услуг.

  

  1. Алгоритм

действий потенциального участника закупок по подготовке

предложений для участия в торгах

Алгоритм действий по участию в торгах:

— выяснить кто является государственным и (или) муниципальным заказчиком  (казенное или бюджетное учреждение) и заказчиком отдельного вида юридического лица;

— средства какого бюджета используются для финансирования данной закупки;

— место поставки товара, оказания услуг, выполнения работ;

— сроки поставки товара, оказания услуг, выполнения работ;

— объем поставки товара, выполнения работ, оказания услуг;

— начальную (максимальную) цену контракта (договора);

— наличие предварительной оплаты (аванса);

— порядок оплаты;

— ответственность сторон;

— даты подачи и окончания срока подачи заявок для участия в торгах;

— дату проведения процедуры торгов.

Представленная информация изложена в информационной карте документации о закупке  и в Положении о закупке отдельного вида юридического лица.

Обратите внимание это очень Важно !:

Участникам  закупок необходимо отказаться от участия в коррупционных схемах и не вступать в переговоры с государственным и (или) муниципальным заказчиком и заказчиком отдельного вида юридического лица до подачи заявки для участия в торгах.

Тем не менее,  в процессе участия (после подачи заявки) в торгах, участники  закупки имеют право вступать в контакт с заказчиками только в порядке, предусмотренном положениями Закона о контрактной системе Положением о закупке отдельного вида юридического лица.

 

  1. Алгоритм

подготовки заявки для участия в закупках

Самым важным этапом участия в закупках является своевременная и правильная подготовка пакета заявки !

Основные требования к участникам размещения государственного и муниципального заказа определены в положениях статьи  31 Закона о контрактной системе и в Положении о закупке отдельного вида юридического лица.

После принятия решения об участии в государственных и (или) муниципальных закупках и закупках отдельных видов юридических лиц наступает ответственный момент подготовки заявки.

Для подготовки заявки необходимо:

1) Внимательно изучить:  извещение и документацию  о закупке.

2) Провести анализ извещения и документации о закупке на   соответствие их требованиям правовых актов о государственных и муниципальных закупках и закупках отдельных видов юридических лиц.

3) В случае возникновения вопросов по условиям торгов, которые могут появиться  в процессе проведения торгов, то участник в этом случае имеет право обратиться с запросом к заказчику по форме, установленной документацией  о закупке, на предмет  разрешения  возникших вопросов по условиям проведения торгов.

Порядок направления запроса и  получения ответа от заказчика регламентирован положениями Закона о контрактной системе и Положением о закупке отдельного вида юридического лица.

4) Готовить пакет заявки строго в соответствии с требованиями документации о закупке.  Необходимо помнить, что при подготовке заявки нельзя вносить никаких изменений в  содержание текстовой части формы заявки,  а также  при заполнении ее приложений.

Внимание ! 

Несвоевременность подачи пакета заявки и не соответствие  заявки требованиям  документации о закупке может служить причиной отклонения заявки на участие в торгах в соответствии с требованиями положений Закона о контрактной системе и Положением о закупке отдельного вида юридического лица.

  1. Общая характеристика

государственного (муниципального) контракта и договора отдельного вида юридического лица

 Правовое положение:

государственных и муниципальных контрактов заключенных по итогам размещения заказов для государственных и муниципальных нужд регулируется специальными положениями статьи  34 Закона о контрактной системе и положениями Гражданского кодекса РФ.

договоров отдельных видов юридических лиц заключенных по итогам осуществления закупок отдельных видов юридических регулируется  положениями части первой и части второй Гражданского кодекса РФ.

Заключение и исполнение государственного или муниципального контракта и договора отдельного вида юридического лица является одновременно и завершающим этапом процедур отбора участников закупок для государственных или муниципальных нужд и нужд отдельного вида юридического лица и собственно самой целью закупки, то есть сам заказ признается осуществленным со дня заключения (подписания) государственного или муниципального контракта, договора отдельного вида юридического лица на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для обеспечения государственных или муниципальных нужд и нужд отдельного вида юридического лица.

Основное содержание контракта (договора) представляется заранее участникам  закупок в разработанном заказчиком проекте контракта (договора) , который в обязательном порядке  прилагается к документации о закупке. Порядок заключения таких контрактов (договоров) указывается в документации о закупке и в Положении о закупке отдельного вида юридического лица.

  1. Реестр

недобросовестных поставщиков (исполнителей, подрядчиков)

В реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) включаются сведения об участниках закупок, уклонившихся от заключения государственного или муниципального контракта, договора отдельного вида юридического лица, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми государственные или муниципальные контракты, договора отдельных видов юридических лиц расторгнуты по решению суда в связи с существенным нарушением ими условий государственных или муниципальных контрактов и договоров отдельных видов юридических лиц.

Ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) поручено Федеральной антимонопольной службе России.

Информация о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях) находится на официальном сайте РФ в открытом доступе и с ней может ознакомиться любой желающий.  В этом случае необходимо обратиться с запросов в Федеральную антимонопольную службу России и (или) в ее территориальные управления, которые расположены на территории субъектов РФ.

Внимание !

Практически все государственные и муниципальные заказчики и заказчики отдельных видов юридических лиц включают в содержание извещений и документации о закупке требование  к участникам размещения заказов об отсутствии в реестре недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).

Внесение сведений в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) практически означает для участников закупок запрет на участие в государственных и муниципальных закупках и закупках отдельных видов юридических лиц сроком на 2 года.

 

  1. Обеспечение

защиты прав и законных интересов участников

закупок

Обеспечение защиты прав и законных интересов участников закупок:

для обеспечения государственных и муниципальных нужд — положениями   главы 6 Федерального закона о контрактной системе.

для обеспечения нужд отдельных видов юридических лиц — положениями        Федерального закона о защите конкуренции.

Любой участник закупки имеет право обратится с жалобой в антимонопольный орган, контрольные органы субъектов РФ в сфере закупок) или в судебном порядке на не правомерные действия государственного или муниципального заказчика, заказчика отдельного вида юридического лица.

Вместе с тем, при подготовке жалобы на действия заказчика, уполномоченного органа,  специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок необходимо проанализировать совершенные ими нарушения прав и законных интересов участника закупки подающего жалобу.

Жалоба подается в письменной форме, которая содержит:

1) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица), почтовый адрес, номер контактного телефона лица, действия (бездействие) которого обжалуются (при наличии такой информации);

2) наименование, фирменное наименование (при наличии), место нахождения (для юридического лица), наименование, место нахождения общественного объединения или объединения юридических лиц, фамилию, имя, отчество (при наличии), место жительства (для физического лица) лица, подавшего жалобу, почтовый адрес, адрес электронной почты, номер контактного телефона, номер факса (при наличии);

3) указание на закупку, за исключением случаев обжалования действий (бездействия) оператора электронной площадки, связанных с аккредитацией участника закупки на электронной площадке;

4) указание на обжалуемые действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки, доводы жалобы.

К жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.

Жалоба подписывается подающим ее лицом или его представителем. К жалобе, поданной представителем, должны быть приложены доверенность или иной подтверждающий его полномочия на подписание жалобы документ.

Жалоба возвращается подавшему ее лицу без рассмотрения в случае, если:

1) жалоба не соответствует требованиям, установленным федеральным законодательством;

2) жалоба не подписана или жалоба подписана лицом, полномочия которого не подтверждены документами;

3) жалоба подана по истечении срока, предусмотренного федеральным законодательством;

4) по жалобе на те же действия (бездействие) принято решение суда или контрольного органа в сфере закупок.

Решение о возвращении жалобы может быть обжаловано в судебном порядке.

Лицо, подавшее жалобу, вправе отозвать ее до принятия контрольным органом в сфере закупок решения по существу жалобы, при этом такое лицо не вправе подать жалобу повторно на те же действия (бездействие) тех же лиц.

Информация о жалобах, поданных в антимонопольный орган, контрольные органы в сфере закупок, о решениях, принятых по результатам рассмотрения жалоб, включается в реестр жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний. При этом согласие на обработку персональных данных, содержащихся в поступивших в такие контрольные органы жалобах, для размещения в единой информационной системе не требуется.

  1. Работа с информационными системами в сфере закупок
  1. С информацией о проводимых закупках товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и закупках отдельных видах юридических лиц можно ознакомиться:

— о федеральных закупках — на официальном сайте Российской Федерации: www.zakupki.gov.ru;

— о закупках субъектов РФ  — на сайтах субъектов Российской Федерации (в том числе сайт Республики Саха (Якутия): www.goszakazyakutia.ru);

— о муниципальных заказах — на сайтах субъектов РФ и муниципальных образований;

— закупках отдельных видов юридических лиц Республики Саха (Якутия) — на официальном сайте Российской Федерации: www.zakupki.gov.ru и на сайте Республики Саха (Якутия): www.goszakazyakutia.ru).