Новости
Арсен Томский: «Если есть сильная миссия и команда — поднимешься на любую вершину»
5 декабря 2018

К старту в Нью-Йорке News.Ykt.Ru публикует интервью с основателем и директором inDriver о международной экспансии компании, «соточниках» и о том, как смотрится 17-й квартал на фоне бразильских фавел.

Последний год выдался для inDriver ударным. В прошлом октябре состоялся старт в Москве, и уже через год сервис выходит на рынок США. Какой путь прошел inDriver за этот год?

— Компания к концу 2017 года вышла на высокую степень зрелости и высокой эффективности во всех основных аспектах: команда, технология, маркетинг, сервис. Мы сфокусировались на совершенствовании двух сильных сторон нашей технологии: высокой масштабируемости, позволяющей нам быстро расширяться географически, и на органическом росте, или говоря проще «сарафане», как основном источнике привлечения новых пользователей. Успешный старт в Москве, городе с высочайшим уровнем конкуренции, подтвердил нашу готовность, и с начала 2018 года началась экспансия в дальнем зарубежье, старты по всему миру, включая самые сложные и конкурентные рынки.

Были разработаны английская, испанская и суахили языковые версии, открыты новые офисы и колл-центры в Мехико, Нью-Йорке, Кейптауне, Медельине. Наши показатели быстро растут, мы намерены выйти и в мировые лидеры в сегменте ride-hailing, вслед за завоеванием статуса одной из ведущих компаний на территории России и стран бывшего СССР.

Перед стартом в Нью-Йорке сервис начал работу в странах Центральной и Южной Америки, вышел на рынок Африки. Не многие российские компании решаются на выход в такие дальние регионы. Почему начали именно с Латинской Америки?

— Латинскую Америку мы выбрали после исследований целого ряда стран в разных частях света. Регион привлек нас тем, что люди там ценят свободу и прозрачность, любят торговаться и много общаются со своим социальным окружением, рассказывая в том числе об интересных новинках. Также к моменту нашего выхода в Латинской Америке прекратились ценовые войны между крупными игроками рынка такси, в отличие от ряда других регионов в мире.

Расскажите, как встречали inDriver в Центральной и Южной Америке. Насколько местный рынок и менталитет отличаются от российского рынка пассажирских перевозок? 

— Рынок в целом похож на российский, почти везде присутствует крупная корпорация, доминирующая на рынке. Если в России это Яндекс, то там это Uber. Есть сильные национальные мобильные приложения, и есть сопротивляющиеся, но постепенно сдающие позиции классические службы такси.

Население тоже чем-то похоже — сопоставимая демография, состояние экономики, уровень доходов, сильное социальное расслоение и высокий уровень коррупции. Менталитет схож с нашим, разве что люди более открытые и эмоциональные. Не как в Западной Европе, США или во многих странах Азии, где люди держат дистанцию друг от друга.

Мы очень успешно развиваемся в этом новом для Индрайвера регионе. Приведу следующий факт: до Латинской Америки мы с 2014 года стартовали примерно в 200 городах, из них самым успешным городом по динамике роста была Астана, столица Казахстана. В Центральной и Южной Америке мы начали работать весной этого года, но уже сейчас лучшие три старта в истории Индрайвера находятся именно в этом регионе. Астана рискует выбыть уже из ТОП-5.  Хочу выделить отличную работу молодых руководителей латиноамериканских макрорегионов Индрайвера: Станислава Троскина, Прокопия Федорова, Надежды Едисеевой.

Вы столкнулись с какими-то проблемами в этом регионе? Например, как там обстоят дела с безопасностью?

— Некоторые города в Мексике, Бразилии, Гватемале и Сальвадоре, в том числе там, где мы начали работать, регулярно занимают верхние позиции в рейтингах самых опасных городов мира. Когда наш директор по развитию Егор Федоров был в одном из городов на севере Бразилии, исследуя его на предмет старта, несколько парней из трущоб (называются «фавелы») зашли в центр и захватили посреди дня обычный рейсовый пассажирский автобус. Ребята были босые, но с автоматами. Вывели людей, отняли у них все ценности и деньги, автобус сожгли и растворились в своих фавелах. Сложно такое представить в России, и 17-й квартал в Якутске на фоне бразильских фавел выглядит вполне спокойным и респектабельным местом. Что, конечно, не отменяет необходимость его модернизации.

Соответственно, мы уделяем особое внимание безопасности. Именно из-за стартов в Латинской Америке мы ввели рейтинг пассажира и стали отмечать в приложении новичков. Пассажирам нравится наша функция, позволяющая поделиться поездкой, когда их близкие могут в режиме реального времени отслеживать поездку на карте города. Всеми этими вопросами занимается специально созданный отдел безопасности и качества сервиса.

В плане безопасности водителей у нас серьезное преимущество перед Uber и другими похожими сервисами — водители у нас сразу видят весь маршрут, могут выбирать поездки и, если не хотят, могут не ездить в опасные районы. В Uber и Яндексе водителям, делая из них полуроботов, постепенно перестают показывать маршрут поездки перед ее началом и они должны выполнять все поступающие заказы, зная только местоположение пассажира.

К слову, некоторые страны, в которых мы начали работать, абсолютно не соответствуют сложившимся о них стереотипам. Например, Колумбия оказалась прекрасной, ухоженной, безопасной страной с вежливыми и позитивными людьми. При этом образ, созданный фильмами и в медиапространстве, у этой страны совсем другой.

Накануне старта в Нью-Йорке вы перевели туда головной офис inDriver из Якутска. Все-таки еще раз объясните, почему вы приняли такое решение? Где будет основной штат компании?

— Мы намерены построить по-настоящему крупную глобальную компанию, создать выдающуюся историю, нести пользу людям во всем мире. И мы хотим через это вдохновить множество людей в разных частях света, особенно на нашей малой родине — в Якутии, что покорить сияющие вершины можно отовсюду, через сильную идею, интеллект, талант и мотивированную, профессиональную команду, много и честно работая. И для достижения этой цели на данном этапе головному офису лучше находиться в Нью-Йорке, деловом и финансовом центре мира, где сосредоточены ведущие эксперты всех направлений, крупные СМИ, инвестиционные банки и фонды, фондовые биржи NYSE и NASDAQ.

Имеет значение, что Нью-Йорк — это крупный транспортный хаб, из него удобно летать в любую точку мира, особенно в страны Латинской Америки, с которыми он находится в схожих часовых поясах. Кроме всего прочего, в Нью-Йорке у нас идет один из важнейших в истории компании стартов, надо держать руку на пульсе.

Вместе с этим основной штат наших сотрудников по-прежнему будет находиться в Якутске — нам важно создавать рабочие места на родине, в целом развивать якутские IT. Сейчас в Якутске работает около 70% команды.

Как вы намерены конкурировать в США и в частности в Нью-Йорке с такими компаниями, как Uber и Lyft, которые обладают миллиардными бюджетами?

— Нам не привыкать. На рынке России и стран СНГ мы, обладая в десятки, сотни раз меньшими инвестиционными ресурсами и штатом сотрудников, смогли выйти на второе место по цифровым KPI, таким как число установок мобильного приложения или заказов через смартфоны. Мы создали высококлассную технологию с сильной идеологией свободы и справедливости. Пользователям это нравится, и они поддерживают нас. Я уверен, в Нью-Йорке и в других городах Северной Америки мы займем свою долю рынка, несмотря на разницу в весовой категории с этими крупными корпорациями.

Есть интересный факт — мне говорили, что до сих пор ни одному другому сервису не удавалось вытеснить Uber с первой позиции в том или ином городе, если она стартовала после этой крупнейшей компании. Нам же на днях, в ноябре, это удалось сделать в одном из крупных колумбийских городов. Это в очередной раз подтверждает силу нашей компании.

Как inDriver встретили в Нью-Йорке? Может быть, уже есть какие-нибудь первые результаты старта?

— К старту мы подключили порядка 5000 водителей с лицензиями NYC Taxi and Limousine Commission (TLC), их число растет с каждым днем. Мы сами, как компания, получили лицензию TLC за рекордные 16 дней, при стандартном сроке в 90 дней — команда везде действует предельно эффективно.

Первые дни старта показывают высокий интерес со стороны водителей и пассажиров. США — родина бизнеса, рынок предельно высококонкурентный, сложный, вокруг профессионалы высочайшего класса со всего мира, но мы настроены оптимистично, первые результаты обнадеживают. Хочу особенно отметить — очень круто и вдохновляюще видеть множество автомобилей якутского Индрайвера на карте Манхэттена, Бруклина, Квинса, в местах, хорошо известных всем по фильмам, книгам. Похожие эмоции у меня были, когда мы «стартовали» Петербург, почти родной для меня город, и я увидел наши автомобили на Невском, Литейном, стрелках Васильевского острова и мостах через Неву. Это невероятные ощущения, и в такие моменты понимаешь, что мы молодцы и делаем действительно крутые вещи, доказывая делом, что все возможно.

Отличается ли само приложение для американского рынка от привычного для якутян?

— К «старту» Нью-Йорка силами разработчиков во главе с директором по разработке Михаилом Харбановым и директором по продукту Юрием Костенко в сжатые сроки создана и отлажена специальная модификация Индрайвера. Все платежи идут безналично, через международные платежные системы и банки, с банковских карт американских пользователей. Автоматически начисляются налоги и страховки, реализована функция чаевых, высылаются квитанции на e-mail, защита от фрода (мошеннических операций), много других нововведений.

Вы часто говорили, что лично проводите интервью с водителями. Вы общались с американскими водителями? Их ожидания от сервиса и приоритеты отличаются от того, что важно для якутских водителей? Одним словом, чем «средний» нью-йоркский таксист отличается от «среднего» якутского?

— В важных будущих местах стартов или в городах присутствия, я часто выступаю в качестве таксиста или пассажира, провожу десятки интервью. Важно самому увидеть все оттенки, нюансы и подводные камни. В Нью-Йорке стало очевидно, как водители буквально ненавидят компании типа Убера и что они будут нас приветствовать. Они хорошо понимают, что глобальные корпорации «мягко стелят» поначалу, выплачивая щедрые бонусы и завлекая невысокой комиссией, после достижения монопольного положения снимают маски, начинают постепенно закручивать гайки, выжимая из водителей все, что можно. Так, например, комиссия убер-образных сервисов в Нью-Йорке составляет порядка 35-40% и постоянно растет. В России в этом стиле действует Яндекс, доведя фактическую комиссию в Москве уже до 30%.
Для сравнения, реальная комиссия Индрайвера в Якутске составляет порядка 6,5% и за последние 3 года увеличилась всего примерно на 1%. И мы считаем это справедливым. А люди везде похожи, все хотят зарабатывать нормально, безопасно, обеспечивая свои семьи и сохраняя свободу. Отличием является то, что в космополитичном Нью-Йорке таксисты — это сборная мира: индийцы, пакистанцы, непальцы, латиноамериканцы, узбеки, украинцы и так далее. И автомобили новее и люксовее. Я успел уже в Индрайвере несколько раз проехаться на представительских автомобилях, типа большого черного Субурбана или Эскалейда, при этом по цене существенно дешевле эконом-класса Uber X.

Какие планы у inDriver по дальнейшему развитию? Сосредоточит свое внимание компания на международных рынках?

— В ближайшие полтора года у нас стоит цель выйти в более чем 400 городах примерно в 25 странах мира. Темпы экспансии растут: в октябре мы «стартовали» 1 новый город каждые 4 дня, в ноябре уже раз в 3 дня, в декабре будет старт каждые 2 дня, весной выйдем на ежедневные старты.

Продолжатся старты на всем американском континенте, от Канады до Чили. В ноябре вышли на африканский континент, первой страной стала Танзания. За ней последуют другие страны региона. Африка стала новым, пятым по счету макрорегионом компании, вслед за Россией и СНГ, Северной, Центральной и Южной Америкой. Шестым макрорегионом станет Бразилия, выделяемая отдельно в силу отличающегося языка (португальского) и больших размеров рынка. Сейчас там идет подготовка к первым стартам в декабре.

В новом 2019 году особое внимание мы намерены уделить Китаю и Индии, это две крупнейшие по населению страны, имеющие стратегическое значение. Также очень интересны страны Западной Европы и Юго-Восточной Азии.
Все это очень высокая планка, адреналиновый челлендж. Но команда в превосходной форме, обучена, мотивирована, имеет большой опыт и уверена в своих силах. В Синете, на двадцатом году существования компании, сложилась одна из сильнейших в стране команд IT-профессионалов.

Осенью в inDriver в Якутске отменили 14-часовую смену для водителей. Почему?

— 14-часовые смены мы отменили по всей сети, не только в Якутске. Как я сказал выше, у нас очень низкий процент на фоне всех других сервисов и служб, ниже всех на рынке, и мы имеем право немного поднять эффективную ставку для профессиональных водителей, для которых она (эффективная ставка) при длинных сменах составляла всего 2-4%. Пусть она будет хоть 5-6%, это все равно в 2 раза ниже ближайшего конкурента и в 5-7 раз меньше, чем комиссия компаний типа Uber/Яндекс после захвата ими города. Компании сейчас сильно нужны средства на международную экспансию. Кроме этого, есть технические причины, как использование одной смены двумя водителями или вопросы безопасности, из-за усталости водителей при слишком длинных сменах.

Если мы привлечем крупную инвестицию и вопрос с ресурсами на дальнейшее развитие компании будет решен, я бы хотел заметно снизить, возможно даже постепенно полностью отменить оплату смен в Якутске, родном городе Индрайвера. Думаю, команда поддержит это решение, большая ее часть из Якутска.

В Якутске иногда можно услышать, что цены в inDriver могут быть выше, чем в других сервисах и службах такси, что водители «зажрались» и не хотят брать заказы по низким ценам. Как вы это прокомментируете? 

— Точные замеры показывают, что это не так. В Якутске 70% заказов в inDriver принимаются водителями по стоимости, первоначально предложенной пассажиром, и лишь 30% — по стоимости, предложенной водителем. Сегодня Индрайвер остается самым доступным по ценам сервисом в городе. Особенно это заметно вне часов пик. Простой факт — днем в Индрайвере все еще реально уехать по центру за 100 рублей, это тариф 2012 года! К слову, я бы просил водителей спокойнее относиться к «соточникам». Во-первых доля этих заказов составляет всего 6% от общего объема, далее, если эти заказы не будут обслуживаться, то эти пассажиры выберут другие альтернативы — службы такси, автобусы или пойдут пешком. Популярность сервиса снизится в целом, это ударит по доходам водителей. И эти пользователи не всегда ставят низкие цены, к примеру, если спешат, то они часто поднимают начальную сумму или соглашаются на встречный торг. Подбрасывайте «соточников», если подача рядом, маршрут короткий или если по пути.

С другой стороны, мы просим пассажиров не забывать, что хлеб у водителя непростой, работа тяжелая, проезжать добрую сотню километров в день в летнюю жару и в зимнюю стужу по разбитым якутским дорогам — это не в офисе бумаги перекладывать. Плюс вокруг постоянно все дорожает: топливо, запчасти, аренда гаражей. Старайтесь ставить адекватные цены на поездки и выходить быстро, это помогает водителям выполнять больше заказов за час.

В часы пик тарифы в Индрайвере становятся выше и могут начать превышать тарифы других служб, так как те менее гибки к изменению спроса, но их автомобили будут ехать к пассажирам дольше, 15-30 минут. Индрайвер очень динамичен в этом смысле, открытая рыночная система, цена во время повышенного спроса растет, но подача остается очень быстрой. Также в Индрайвере цена ниже просто потому, что у нас ниже комиссии для водителей.

Будет ли введен повышенный класс, чтобы можно было заказать хорошую машину?

— Для работы в Индии и Юго-Восточной Азии мы в следующем году введем классы автомобилей, чтобы иметь возможность добавить «тук-туки» и мотобайки. Этот же функционал приложения можно будет использовать для премиальных классов авто в России и других странах. Но хочу отметить, что Индрайвер — это дискаунтер, не премиальный сервис, мы помогаем людям экономить, а не шиковать.

Почему в Якутске отменили оплату поездок привязанной банковской картой?

— Опыт показал, что водители неохотно берут заказы с оплатой по банковской карте, так как теряют порядка 4% на комиссиях банков и платежных систем. Даже если это будет 1%, то все равно психологически это их будет сдерживать от таких заказов. Соответственно, пассажиры, совершающие заказ с оплатой банковской картой, сталкиваются с низким интересом к их заказам и у них складывается ощущение, что сервис в целом стал хуже работать. Это для нас неприемлемо.

В других сервисах типа Яндекса платежные комиссии включены в высокую комиссию для водителей. В Индрайвере низкая комиссия для водителей, мы не можем покрывать эти 4% из своих 6,5%. В итоге мы решили, что это честная сделка для пассажиров — вы уезжаете дешевле, но платите наличными или мобильным банком, благо последний стоит на смартфонах почти у всех. Пока так, в будущем посмотрим, может, появятся более экономичные платежные инструменты с банковскими картами.

Какое сейчас среднее время подачи автомобиля в Якутске, а каковы аналогичные показатели в Москве и в Нью-Йорке?

— Москва и Нью-Йорк — крупнейшие мегаполисы миры с затрудненным трафиком, среднее время подачи там, конечно, превышает аналогичное значение в небольших городах вроде Якутска. Но и там бывают случаи подачи автомобилей за считаные секунды. Индрайвер — не только доступный по цене, но и быстрый по подаче сервис. В этом смысле мы преобразили сферу пассажирских перевозок. Вспомните, как было в такси в Якутске еще лет 7 назад с диспетчерами, обещающими подачу за «пять минуточек», при этом автомобиль мог ехать 40 минут.

Собираетесь на IPO?

— Не сейчас, но в будущем не исключено. Компания приближается к размерам, когда IPO становится реальным.

Как вы думаете, скоро такси станут беспилотными? Вы верите в эту технологию?

— В крупных городах через 10 лет — да. В средних и небольших еще не скоро. Посмотрите на дороги в российских городах с населением 10-300 тысяч, особенно весной, на ситуацию с безопасностью. Думаю, в отдельных районах многих российских городов беспилотный автомобиль долго не проездит невредимым, особенно в темное время суток.

Почему пассажиры могут оценивать водителей, а водители пассажиров — нет?

— Мы реализуем этот функционал в следующем году.

У вас есть машина? Пробовали сами подработать водителем?

— Я постоянно общаюсь с водителями Индрайвера в разных городах, спрашиваю о том, чего им не хватает в сервисе, что нужно улучшить. И сам иногда сажусь за руль и выполняю заказы. CEO важно самому чувствовать и понимать сервис компании. Свой личный автомобиль я продал в начале года и впервые за много лет остался без авто. Чувствую себя комфортно. В мире идет явный сдвиг от владения авто к его временному или совместному использованию, в том числе через такие сервисы, как Индрайвер. Если автомобиль находится в собственности, то он, по данным исследований, используется всего 4% времени. Остальные 96% времени автомобили стоят без дела, занимая места в гаражах, загромождая дворы и улицы городов. В ride-hailing и ride-sharing сервисах утилизация автомобиля выше на порядок, около 40-50%.

Источник фото: Instagram Арсена Томского

В целом sharing-экономика — это более широкая современная тенденция. К примеру, я сейчас обхожусь не только без авто, но и без недвижимости. Если нужно, арендую на требуемый срок. Это разумнее и эффективнее.

Вы управляете большой компанией и несколькими сервисами сразу, вы, наверно, выработали для себя правила тайм-менеджмента?

— На мой взгляд, навыки тайм-менеджмента, НЛП, переговоров, активных продаж и так далее — второстепенны. Это может быть полезным, но не решающим инструментарием. Важнее сильные миссия, ценности, цели и команда. Если ты хочешь покорить вершину, лучше в первую очередь сфокусироваться на том, чтобы понять, почему тебе это важно сделать, чем на подборе экипировки. И тебе будут нужны надежные напарники, товарищи. Если будет настоящая цель и сильная команда, то ты поднимешься на вершину с любым снаряжением. Соответственно, если есть настоящая цель, смысл в работе и команда, ты все успеваешь и меньше устаешь.

Основная миссия команды и меня лично — развиваться самим и через новые технологии развивать мир, нести через это пользу. Мы делаем это во всех наших начинаниях — в Ykt.Ru как в ведущем региональном СМИ, защищающем справедливость, в сервисах портала, дающих людям возможность зарабатывать и экономить, в Индрайвере, поддерживающем доступные цены на поездки, в образовательных и социальных проектах Синета. Я благодарен команде, что она поддерживает меня в этой миссии.

Недавно вы предложили создать эндаумент-фонд для развития Якутска и одним из первых проектов предложили благоустройство оврага в центре Якутска, что вызвало большую дискуссию в соцсетях. Чем закончилась эта инициатива?

— Как выяснилось, на месте оврага в 203 микрорайоне хотят построить крупный офисно-торговый центр, соответственно там чьи-то интересы, собственность на землю, создать парк в этом месте будет проблематично. Но при этом очевидно, что городу сильно не хватает парков и скверов, зелени в целом. Надеюсь, новые власти обратят на это внимание, и я буду готов поддержать создание современного, красивого парка в любом подходящем месте в центре города, возможно, через специально созданный эндаумент-фонд. Чем больше у нас будет ресурсов и возможностей, тем активнее мы будем участвовать в развитии города и республики в целом, нам это очень интересно.