История успеха
Дальнобойщик – самая главная и нужная профессия на севере Якутии
15 марта 2022

Индивидуальный предприниматель Игорь Лушкин вот уже 25 лет является водителем грузового транспорта. Наш герой, преодолевая тысячи километров по бездорожью и пробиваясь сквозь снега, морозы и наледи, привозит в арктические районы Якутии продукты питания, ГСМ и различные виды груза. Работа действительно сложная и порой опасная, ведь автозимники ездят по руслам замерзших северных рек. В интервью Игорь рассказал, почему он решил стать дальнобойщиком, а также поделился с нами нюансами предпринимательской деятельности.

— Расскажите о себе – откуда Вы родом? Когда решили приехать в наш Момский район?

— Я родился в г. Бахчисарай, который является сердцем нашего Крымского полуострова. Проходил службу в Донецкой области. Мой отец, Александр Алексеевич, в 90-е годы работал на Момской ДЭС. Он также по приглашению родственников строил с бригадой гаражи, которые и по сей день стоят в исправном состоянии. Отец и предложил мне приехать в этот северный край.

Когда я здесь оказался, меня сразу поразили суровая красота и богатства края: стремительная и очаровательная река Индигирка, великолепные Черские и Момские горы, отличные места для рыбалки! Все это впечатлило меня, молодого парня, поэтому я решил поработать здесь сначала в качестве слесаря на Момской ДЭС. Скажу, что коллектив Момской ДЭС всегда отличался сплоченностью, старшие товарищи приходят к тебе на помощь в любой ситуации.

— Почему Вы решили стать предпринимателем?

— Я с детства люблю возиться с техникой, поэтому решил открыть собственное дело в качестве водителя грузового транспорта. В далеком 1997 году работал на «Урале» у частного предпринимателя, где занимался перевозкой грузов, ГСМ.

Затем в 2001 году приобрел свою первую автомашину и начал вести предпринимательскую деятельность в сфере грузоперевозок. Я считаю это своим первым успехом, который дал толчок в дальнейшей работе и вселил в меня уверенность.

— Встречали ли Вы какие-либо трудности в начале предпринимательской деятельности? Если да, то как с ними справились?

— Конечно, были сложности, как и у всех начинающих предпринимателей. Сначала стояла острая нехватка денег, также нужно было наладить определенные контакты. Я встречал различные неудачи на предпринимательском пути, но иногда случались и везения – все это приносит тебе большой опыт. Самая главная проблема в моей работе – это катастрофическая нехватка времени на семью, так как всегда находишься в рейсах. Со всеми этими трудностями помогают справляться оптимизм, вера в себя, любовь и уважение ко всем людям, а также крепкий тыл в лице семьи.

— Кто помогал Вам на первых порах?

— У нас в Момском районе есть дружное водительское сообщество, ведь на крайнем севере действует правило взаимовыручки. Меня всегда поддерживают товарищи-водители, хотел бы поблагодарить особенно Игоря Фазульянова, Гаврила Шкулева, Ивана Слепцова, Мухарбека Мальсагова, Владислава Хабарова, Аркадия Корякина, Алексея Гусева. Вне зависимости от каких-либо обстоятельств мы всегда помогаем друг другу: выручаем автозапчастями, оказываем помощь в ремонте и т.д. Никогда не оставим коллегу в беде на дороге – это наш негласный закон!

Также хочу выразить благодарность Семену Сукуеву, который был главой Момского района в начале моей предпринимательской деятельности. Он доверился мне, молодому предпринимателю, и поручил перевезти груз. Сейчас у меня несколько автомашин, с другими ребятами-водителями перевозим ГСМ с Белой Горы.

— Какими навыками и качествами должен обладать дальнобойщик?

— Прежде всего, это безукоризненное знание автомашины, а также правил грузоперевозок. Надо уметь устранять поломки в любых экстремальных условиях, ведь рейсы в Арктике сложные, с большой протяженностью. Профессия водителя-дальнобойщика требует не только профессионализма по управлению крупногабаритным транспортом, но и большой физической силы, выносливости. Часто предпринимателю в этой сфере приходится выполнять обязанности грузчика, экспедитора и автомеханика.

Мы также подгоняем свои автомашины под северные условия, то есть ставим дополнительные бензобаки, утепляем. Здесь водитель должен обладать большим опытом и определенными знаниями, умениями. Самые главные качества, которые необходимы в сфере грузоперевозок – это выдержка и терпение, поэтому оптимальным возрастом для дальнобойщика считается 35-50 лет. Перевозка грузов на севере востребована при любом типе экономики, поэтому всегда нужны люди.

— Какие есть риски в Вашей профессии?

— Доставка грузов с Якутска, Хандыги и Белой Горы в отдаленные пункты Момского района требует большого количества времени и сил, поэтому мы, водители, постоянно осуществляем рейсы по этим маршрутам. В пути может случиться всякое, но огромную опасность для нас представляют наледи, особенно от села Тебюлях до Соболоха. Порой нам приходится ждать по несколько суток, пока замерзнет лед, где потом машины скапливаются десятками. Определенные сложности доставляет еще пурга, ведь тогда дорогу   может занести в считанные минуты.

Нужно помнить, что все рейсы дальние. К примеру, на маршруте от Усть-Неры до Хонуу не встречаются какие-либо кафе, столовые, станции техобслуживания, и это тоже вызывает некоторые неудобства. Выручает здесь только семья: все наши жены всегда готовят нам в дорогу «тормозки» (набор продуктов, который можно взять с собой на работу) с домашней едой. Супруга Виктория – отличная хозяйка, она постоянно вкусно и много готовит, что к нам домой иногда заезжают пообедать по пути водители, а также всегда берут с собой в дорогу что-нибудь перекусить.

— Пользовались ли Вы какими-нибудь мерами государственной поддержки? Если да, то какими?

— В прошлом году обращался в Центр «Мой бизнес» за консультацией по получению кредита на приобретение техники. Здесь мне дали необходимую информацию, а также удалось вместе со специалистом Центра составить грамотный бизнес-план. Затем собрал все необходимые документы на одобрение кредита от республиканского Фонда поддержки предпринимательства. Благодаря финансовой поддержке и помощи Центра приобрел в этом году технику.

— Что можете посоветовать начинающим предпринимателям?

— Здесь не надо бояться, нужно идти только вперед! Если вы хотите работать в сфере грузоперевозок, то сначала необходимо покорить «железного коня» и постоянно верить в себя. Опыт в этой деятельности приходит с каждым накатанным километром и пройденным рейсом!

Наталья Добрянцева

ГАУ РС(Я) «Центр «Мой бизнес»