Новости "Центра "Мой бизнес"
Горячая линия Центра «Мой бизнес»: медиатор рассказала, как помочь бизнесу в арендных отношениях
14 апреля 2020

Вчера прошла горячая линия Центра «Мой бизнес» с участием исполнительного директора Якутского Республиканского Центра медиации Долгуяны Ивановой и медиатора Вероники Угловской.

По итогам участия в информационно-консультационном мероприятии эксперт Долгуяна Иванова рассказала, как медиация может помочь бизнесу в арендных отношениях. «Начнем с того, что такое аренда? Аренда – это когда одно лицо (арендатор) получает во временное пользование вещь или имущество другого лица (арендодателя) за плату или без таковой. Оформляется сделка договором аренды, регулируется законом. Аренда действует до окончания срока на тех условиях, которые согласовали стороны в рамках договора. Многие предприниматели являются арендаторами или арендодателями. Большинство из них заключили договор аренды в письменном виде. Но, не секрет, у кого-то устные договоренности, так сказать, на «дружеских, родственных, по знакомству» отношениях, по типу «вот помещение, в месяц столько, будешь платить так-то». Все бы хорошо, если вдруг не случился какой-то форс-мажор, как нынешняя ситуация с распространением коронавирусной инфекции. У сторон договора начинаются разногласия, которые к большому сожалению, переходят в межличностный конфликт: вспоминаются все прошлые разговоры, истории, недочеты, угрозы, кто-то начинает строчить жалобы в различные инстанции, готовит исковые заявления в суд… Для российского предпринимательства характерна судебная форма разрешения конфликтов, связанных с осуществлением хозяйственной деятельности. К сожалению, существующая судебная система России с ее публичностью, сроками рассмотрения дел, возможностью длительного обжалования судебных актов не всегда способствует сохранению и продолжению деловых отношений партнеров в бизнесе. Поэтому предпринимателям нужно в первую очередь использовать более эффективные пути предотвращения крайних форм конфликтного поведения и разрешения конфликтов. В том числе и правовых споров», – советует медиатор.

О том, как решить межличностные отношения, затрагивающие бизнес эксперт озвучила следующее: «Что делать, чтобы разрешить возникшую проблему? Ситуация возникшая из-за распространения вируса многогранна, нельзя все смешивать в одну кучу и искать одно универсальное решение для всех случаев. По арендным вопросам нужно запомнить, что никакое общее решение, правовой акт органа власти о форс-мажоре, ограничении или запрете деятельности не приостанавливает действие конкретного договора. К тому же, форс-мажор позволяет не применять санкции, то есть штрафы, неустойки, пени и т.д., и приостановка начисления арендной платы не происходит автоматически. В связи с этим, предлагаем сопоставить свои действия со следующим алгоритмом. Во-первых, внимательно изучите свой договор, в том числе есть ли в нем пункт о форс-мажоре. Далее необходимо составить письмо арендатору. Просить можно о чем хотите: снижении арендной ставки, арендных каникулах, оплате только коммуналки и т.д. и предложить провести переговоры. После этого переговорите с арендатором, и письменно оформите достигнутые соглашения. Если арендодатель не согласился на переговоры, или переговоры не привели к взаимоустраивающему результату, то можно обратиться к медиации».

Долгуяна Иванова объяснила, что такое медиация. «Это процесс урегулирования спора с участием третьей независимой и нейтральной стороны – медиатора. Медиатор – это профессиональный посредник, нейтральный специалист по проведению переговоров. Он помогает сторонам договориться, безопасно раскрыться и пойти навстречу друг другу. При помощи привлеченного профессионала стороны могут выработать решение с учетом взаимных интересов, то есть решение, которое устраивает обоих участников конфликтной ситуации, и поэтому добровольно ими исполняется. Процедура медиации основывается на принципах добровольности, конфиденциальности, сотрудничества и равноправия сторон, независимости и беспристрастности медиатора. Медиация эффективна. Более чем в 80 % случаев сторонам удается без суда договориться и принять решение по спору. В случае нотариального удостоверения, медиативное соглашение приобретает силу исполнительного листа», – пояснила руководитель центра.

В конце Долгуяна Иванова рассказала, что делать если медиация не помогла. «Придется составлять исковое заявление в суд о расторжении или изменении договора аренды. Направить его в суд и ждать. Хочу обратить внимание предпринимателей, в любом конфликте можно и нужно уметь договариваться. Это намного эффективнее, чем ждать судебное решение Берегите себя и своих близких. Вместе мы преодолеем все!», – заключила эксперт.

Со списком медиаторов, которые ведут деятельность в республике можно ознакомиться на сайте Арбитражного суда Республики Саха (Якутия).

Также можно обратиться в Якутский Республиканский Центр медиации:

— е-mail: Yakutiancm@mail.ru

— instagram: @mediator14_ivanova

— сайт: сахамедиация.рф

ГАУ РС(Я) «Центр «Мой бизнес»