Новости
Госзакупки переходят в цифру: каких ждать перемен?
27 декабря 2017

Госдума приняла решение перевести госзакупки в электронный формат. Депутаты приняли на прошлой неделе в третьем чтении законопроект, переводящий в электронную форму закупки у малого и среднего бизнеса. Такие закупки будут проходить на контролируемых государством электронных площадках. Эксперты отмечают, что данные новации не помогут развитию малого и среднего бизнеса, однако они создают универсальный понятийный аппарат.

Законопроект о переходе госзакупок в электронный формат вносит изменения в законодательство о закупках госкомпаний — 223 ФЗ. Документ радикально меняет регулирование сферы госзакупок.

С 2019 года все процедуры, используемые при госзакупках, будут проходить только в электронной форме. Кроме того, в документе содержится норма, по мнению авторов законопроекта, направленная на борьбу с «карманными компаниями» госкомпаний. Для борьбы с ними закупки у субъектов малого и среднего предпринимательства, а они составляют 10% всех закупок госкомпаний, переведут на контролируемые государством электронные площадки.

Разногласия у депутатов вызвали поправки об исключениях из правил. Госкомпании, у которых в положениях о закупках оговорена возможность отказа от проведения закупок в электронном виде, смогут воспользоваться этим «правом». В «список исключений» попадают и закупки так называемых «взаимозависимых компаний» — с долей 25% плюс одна акция. Кроме того, переводить на электронные площадки не будут и закупки товаров или услуг у местных поставщиков зарубежными подразделениями госкомпаний.

Как отметил генеральный директор «ТЭК-Торг» Дмитрий Сытин , предложенные депутатами меры никак не помогут снизить число «карманных компаний».

«В лучшем случае, что даст реализация данного документа, так это то, что будут универсализированы сами процедуры, по которым проводятся закупки. Эти процедуры будут одинаково называться, они будут одинаково проходить. Для госкомпаний сегодня есть определенные сложности в связи с тем, что одни закупки проводятся по 44-ФЗ, а другие по 223-ФЗ. Из-за этого им надо брать к себе людей, которые знают разное законодательство. Это дополнительные затраты «, — отметил эксперт.

По его словам, данные поправки, возможно, упростят работу поставщиков — представителей малого и среднего бизнеса.

«Но и это сомнительно. Основные сложности у представителей малого и среднего бизнеса возникают при подготовке предложений и изучении сложной закупочной документации. Предложенные депутатами поправки ничего в этой области не меняют. Сложности, которые есть у субъектов МСП, эти поправки не снимут, малый и средний бизнес продолжит, как и раньше, готовить такое же большое число документов. Принципиально ничего с принятием данного документа не изменится «, — сказал Дмитрий Сытин.

Как отметил начальник отдела правовой экспертизы B2B-Center Дмитрий Казанцев, реализация законопроекта о переводе закупок у малого и среднего бизнеса в электронный формат не повлияет на уровень доступа малого бизнеса к закупкам госкомпаний.

«Если госкомпания действительно допускает нарушения и в ее закупках участвуют карманные компании, она сможет делать это как и раньше. Однако представители малого бизнеса смогут работать с добросовестными заказчиками», — отметил Дмитрий Казанцев.

По его словам, законопроектом вводится универсальный понятийный аппарат.

«Между тем, некоторые нормы, содержащиеся в документе, скопированы из закона о контрактной системе», — рассказал эксперт.

В законопроекте содержится ряд ограничений, «едва ли направленных на защиту малого бизнеса», добавил Дмитрий Казанцев.

«Создание перечня электронных торговых площадок, где можно будет проводить закупки для малого бизнеса, упростит госконтроль за ними, но малому бизнесу это вряд ли поможет. Более того, ограниченный электронный инструментарий может сыграть злую шутку, когда сами электронные сервисы из-за низкого уровня конкуренции между площадками или отсутствия возможности их модернизации в силу установленных новой редакцией Закона ограничений, будут пробуксовывать. Тогда у малого бизнеса могут возникнуть проблемы из-за сбоя в работе электронных инструментов», — отметил эксперт.

Директор института повышения конкурентоспособности Алексей Ульянов заявил, что информатизация системы закупок — это веяние времени.

«Информатизировать сферу закупок можно различными способами — через проведение электронных конкурсов, запросы котировок, однако не надо это делать через аукционы. Я сторонник отмены аукционов. Они хороши только для продажи, но не для покупки», — отметил эксперт.

По его словам, перевод закупок на государственные электронные площадки является лоббистской мерой.

«Большого толка от этого перевода нет. «Решалы», посредники — умельцы выигрывать торги — они остаются. Продолжают использоваться различные схемы, как «таран» или «создание аукционных роботов». При переходе закупок у госпомпании на государственные электронные площадки эти негативные практики могут распространиться и на эту сферу закупок. Малому бизнесу участие в вакханалиях с ботами совсем не нужно», — сказал эксперт.

Он подчеркнул, что надо двигаться другим путем, а не переводить закупки для МСП на пять избранных электронных торговых площадок, которые создали монополию и из-за этого отстали от рынка.

«Считаю, что предложенные в данном законопроекте меры негативны. Документ, лежавший два года, был принят сегодня в связи с лоббистскими усилиями главы ФАС Игорем Артемьевым и руководителя Сбербанка Германа Грефа«, — заключил Алексей Ульянов.

Источник: http://torg94.ru/