Новости
inDriver: 100-миллионная поездка и старт в Москве!
5 декабря 2017

Сегодня, 4 декабря, в 11.40 (якт) в inDriver была зафиксирована 100-миллионная поездка. В честь этого события, а также начала работы якутского сервиса в Москве интервью генерального директора компании Арсена Томского.

Арсен Григорьевич, поздравляем со знаменательной цифрой! Где состоялась 100-миллионная поездка?

— Да, спасибо. В начале года прошли рубеж в 100-миллионный заказ, и вот теперь 100-миллионная совершенная поездка. Она состоялась в городе Новый Уренгой Ямало-Ненецкого автономного округа. Пассажиру Виктории мы традиционно дарим якутский бриллиант, водителю Петру — бочку (200 литров) топлива.

Хочу особо отметить, что с преодолением этого рубежа мы окончательно закрепляемся в числе лидеров российского рынка пассажирских перевозок наряду с RuTaxi-Везет, Яндекс-Uber, «Максим» и Gett. Это большой успех для якутской компании, которая за относительно непродолжительный период и без внешних инвестиций совершила огромный рывок и вошла в число лидеров на очень высококонкурентном рынке, где остальные участники тратят сотни миллионов долларов для удержания позиций. И это очередное подтверждение большого потенциала якутского IT.

На чем основано успешное развитие сервиса, если не на крупных инвестициях, как у компаний типа Uber?

— Мы, как и в целом в Синете, основываемся на том, что большую историю можно построить, только если несешь значимую ценность своим пользователям. Посмотрите на примере Якутска: сервис возник в ответ на попытку основных служб такси, сговорившись, поднять минимальную цену поездки со 100 до 150 рублей. И это в -45С. Так вот, до сих пор, спустя 5 лет, в условиях всеобщего подорожания вы можете совершить поездку в inDriver по центру за 100 рублей. Среднее время подачи автомашин сократилось с 20 до 4 минут — в 5 раз!

Для водителей же мы сервис, в котором самая низкая в стране комиссия, на уровне 5%, что в разы ниже, чем в других крупных сервисах. Также мы не поддерживаем стремление крупных компаний сделать из водителей полуроботов-полурабов, когда ты не видишь маршрут и цену поездки до его начала, когда за отказ выполнять заказ тебя ждет наказание, когда водителями манипулируют, заманивая сперва доплатами, затем отменяя их и заставляя работать круглые сутки, чтобы хоть что-то заработать. В inDriver водитель полноправный участник процесса и всегда имеет свободу выбора.

Вот иллюстрация к вкладу сервиса в качество жизни простых людей: недавно я был в небольшом городе в центральной России, где во время уличных интервью одна женщина, наш пассажир, узнав, что я из inDriver, поблагодарила за создание сервиса. Она сказала, что если бы не мы, ей бы пришлось ездить по морозу в больницу на процедуры на автобусе, когда она сломала ногу. И этот сценарий благодарности повторяется раз за разом, во всех городах, где мы есть. Очень круто, когда ты делаешь жизнь людей лучше. Это вдохновляет.

Иногда можно услышать упреки в том, что в Якутске часто автомобили в плохом состоянии, много приезжих. В том числе и в адрес inDriver.

— Слушайте, по новизне и уровню автомобилей у нас не всегда как в London cabs, но ведь и мы живем не в Лондоне. Почему посреди веселой весенней грязи на разбитой дороге должен стоять сияющий, черный Austin? Пусть будет чистый, ухоженный обычный японский автомобиль и это нормально. Давайте все улучшать поэтапно — дороги, чистоту в городе, культуру горожан и уровень автомобилей, и не требовать luxury-уровня только от чего-то одного.

В целом сервис в inDriver на хорошем уровне, с появлением приоритета водители ведут себя вежливо, автомобили чистые, более 95% оценок пассажиров «4» и «5». Получающих низкие оценки, нарушающих ПДД мы исключаем. Также мы не допускаем водителей — неграждан РФ, соответственно доля приезжих, плохо знающих город, часто ведущих себя асоциально, у нас намного ниже.

Что с проблемой нелегального извоза?

— Я против использования термина «нелегальный» в данном случае. У нас на редкость неэффективное и непродуманное законодательство в сфере перевозок, и неудивительно, что большая часть водителей по всей стране его попросту игнорирует. Посмотрите, например, на путевой лист. Это бумажный анахронизм времен СССР, используемый в те годы для защиты от хищений топлива в таксопарках. Непонятно, зачем его требовать сейчас в сфере, где большая часть водителей владельцы автомобилей, и когда контроль пробега при желании делается автоматизированно. Или в чем смысл в ежедневном медицинском предрейсовом осмотре? Если водитель в 9 утра на осмотре трезвый, то не факт, что в 10 утра будет такой же. Нигде в мире нет таких бессмысленных осмотров, делаются, как правило, углубленные мед- и техосмотры 1-2 раза в год. В итоге в России сейчас водители просто возят с собой проштампованные бланки осмотров с непроставленной датой.

Далее, зачем единый цвет авто, если сейчас никто не ловит уже такси «с руки», все заказывают через приложения или диспетчера. Цвет был нужен, когда требовалось визуально увидеть такси в потоке автомобилей. Тем более, в местах типа Нерюнгри или Тынды таких потоков автомобилей то нет. А непродуманные требования приведут к тому, что автомобилей станет в разы меньше, в итоге люди в -40-50С в таких местах снова начнут ходить пешком, как до появления inDriver. Хочу еще отметить, что inDriver часто является в малых городах единственным каналом перераспределения материальных ресурсов от обеспеченных слоев населения к менее обеспеченным, снижая социальное расслоение. Давайте помогать людям выживать, а не мешать.

Должен быть один смысл регулирования в любой отрасли — делать жизнь людей лучше.

Как тогда лучше обеспечивать проблему безопасности в перевозках?

— Во-первых, хочу развеять миф, что в таксопарках перевозки безопаснее. В реалиях российской провинции все прямо наоборот. В inDriver водители, как правило, владельцы своих авто, граждане РФ. Соответственно, это более высокие социальные слои населения, более ответственные люди. В таксопарках, где водителям дают автомобили в аренду, приходят люди без автомобилей, это часто маргиналы. В том же Якутске, по словам владельцев таксопарков, основная проблема — кадровая. До половины таксистов там — бывшие заключенные! Много гастарбайтеров. Соответственно, все вытекающие проблемы — постоянные инциденты, ДТП, попытки сбыта наркотиков и т.д.

Простой факт — за 100 миллионов поездок у нас ни одного судебно подтвержденного преступления со стороны водителя по отношению к пассажирам. В Якутске за 4 года при огромном объеме поездок в inDriver ни одного подтвержденного случая езды водителя в состоянии а/о. ДТП и серьезные инциденты при наших огромных объемах поездок, к сожалению, просто неизбежны, но мы уже сейчас показываем их минимальное количество в расчете на каждый миллион поездок.

Как показывает наш опыт — безопасность и качество обеспечивается вниманием к big-data анализу и наличием базовых требований по документам, стажу водителя, наличию российского гражданства. Когда водитель начинает получать плохие оценки, он сперва начинает получать меньше заказов, затем может быть навсегда исключен из сервиса.

Если бы нам государство дало возможность в режиме онлайн проверять водителей на судимость, нарушения ПДД, состояние на спецучетах — было бы еще лучше. Эту идею наряду с обязательным страхованием поездок, особым порядком регулирования перевозок в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока, ограничением времени работы водителя 12 часами в день и другими предложениями я на днях представил на всероссийской практической конференции «Такси 2018» в Сочи, где представители исполнительной и законодательной власти обсуждали с руководителями интернет-агрегаторов и таксопарков видение будущего отрасли.

Как вы относитесь к усилению конкуренции, появлению новых сервисов в Якутске?

— Мы научились конкурировать с крупнейшими компаниями в десятках городов. inDriver уверенно наращивает свои показатели в городах присутствия Uber, Яндекс, Везет, Максим на огромной территории, от Камчатки до Черного моря, от Салехарда до Алматы.

Объяснение простое — мы свободный, справедливый и прозрачный сервис. В компаниях типа Uber ведущие издания, блогеры и обычные пользователи многократно замечали, что сервис манипулирует ценой. Например, тариф на одну и ту же поездку может быть для владельца дорогого смартфона дороже, чем для дешевого. Если ты постоянный клиент — тариф может завышаться. Если садится аккумулятор — тоже. В час пик эти сервисы применяют так называемый повышающий коэффициент, объясняя это повышением спроса и нехваткой автомобиля. И никто не знает, почему поездка дороже, к примеру, в 2.5х раза от обычного тарифа, а не, к примеру, в 1.5х. Алгоритмы закрытые. В inDriver это исключено, все ценообразование прозрачное и добровольное. В час пик цены повышаются естественно и поездка происходит по оптимальному для данного времени тарифу. Вне часа пик реально уехать за 100 рублей по центру, это минимальный тариф в городе. Так что встречающиеся иногда на форумах и соцсетях мнения, что «индрайверы зажрались», несправедливы, это оптимальная, рыночная для этого времени суток цена, на которую сам сервис не влияет. Только баланс наличия автомобилей и заказов.

Для водителей ситуация еще разительнее. Когда Uber — образный сервис приходит в город, он как дудочник в сказке приманивает всех водителей доплатами, но постепенно снижает их в ноль, поднимая при этом комиссию до 25-30% (в Индрайвере около 5%) и заставляя выполнять все поездки. В итоге водители подвергаются беспощадной эксплуатации, работая по 16 часов в сутки. Вбейте в YouTube «водители о яндекс такси или убер», увидите все, что думают водители о них. Поищите то же самое об Индрайвере, негатива нет.

Кроме того, появление лишнего посредника с комиссией в 30% и неизбежно в будущем приведет к повышению цен на это же значение, это закон экономики.

В итоге мы сохраняем позиции и в городах, где мы уже были и куда приходят Uber, Яндекс и Gett, и стартуем там, где они уже есть. Самый важный для нас подобный старт идет прямо сейчас — в Москве.

И как развивается старт inDriver в Москве?

— Мы начали в середине ноября, в системе уже более 3 тысяч лицензированных водителей. Каждый день приложение ставят несколько тысяч москвичей, число заказов быстро растет. В Москве inDriver фокусируется на экономии для пассажиров на средне- и высокоценовых поездках.

В среднем экономия на поездки составляет около 15-20%. Например, прилетев в какой-либо московский аэропорт, вы сможете на inDriver уехать в центр не за 900-1200 рублей, как на обычном такси или 1500 на аэропортовском «бомбиле», а за 600-800 рублей или даже дешевле. В итоге при двух пассажирах это становится выгоднее даже аэроэкспресса.

Какие планы на ближайшее будущее?

— Если старт в Москве и далее будет развиваться успешно, то мы станем первым в мире стартом в крупном post-uber мегаполисе без субсидий для водителей. Это открывает для inDriver новые, потрясающие возможности.

В начале 2018 года стартуем в Санкт-Петербурге, Сочи, других городах России и СНГ, всего около 20-30 городов. Затем пойдут старты в дальнем зарубежье. Прямо сейчас наши ребята находятся в Индии, смотрят, какова ситуация с такси в Мумбаи, Нью-Дели и других крупных города. По итогам исследований будут выбраны несколько стран для экспансии inDriver. Компания за год вырастет, команда inDriver увеличится с 150-200 человек до 250-300 сотрудников, откроются офисы в новых странах.

Желаем удачи! Пользуясь случаем, как сейчас дела с Ykt.Ru?

— Ykt.Ru работает в условиях усиливающейся конкуренции с крупнейшими компаниями России и мира. Портал мультисервисный, мы вынуждены поддерживать более 10 различных типов сервисов, почти в каждом из которых оперируют сильные игроки. Такие как Drom в теме авто, 2ГИС в справках или Юла в классифайдах. За спиной каждой такой компании огромные интеллектуальные и материальные ресурсы, сильные программисты, дизайнеры, маркетологи. При этом у нас в Синете внимание команды сильно отвлечено на развитие inDriver. То есть ситуация похожа на жонглирование десятью шарами с прохождением по натянутому тросу. Но это очень интересно, адреналиново! И я очень горд, что мы смогли за 18 лет создать одну из самых крутых, сильных команд в российском IT и уверенно конкурируем на всех фронтах.

Уважаемые пользователи, спасибо, что вы с inDriver и с Ykt.Ru! Мы и дальше будем делать все, что в наших силах, выступать как один из локомотивов новой экономики республики, создавать рабочие места и платить налоги здесь, втягивать способную молодежь в стартап-движение. Якутский IT — вперед!


Арсен Томский:  Dnevniki.Ykt.Ru | Instagram | Facebook