Новости
«Изучаю опыт Трампа». Депутат Виктор Фёдоров о миллионах, парламенте и квартире в Испании
29 сентября 2017

Безусловный ньюсмейкер этой недели рассказал News.Ykt.Ru о развитии малой авиации и прокурорской проверке, кого считает успешным бизнесменом и желает ли быть спикером.

Самый богатый и самый активный 

Многие Виктора Фёдорова знают как самого богатого депутата — в этом году он задекларировал 114 млн рублей. В эту сумму входит зарплата руководителя комитета по экономической, инвестиционной и промышленной политике, предпринимательству, туризму и развитию инфраструктуры и прибыль от 13 организаций, в которых депутат имеет доли. Бизнесом парламентарий начал заниматься в конце 90-х. У Фёдорова диплом Московского института стали и сплавов по специальности «физико-химические исследования металлургических процессов» с квалификацией «инженер-металлург». До 2013 года Виктор Фёдоров избирался депутатом Якутской городской думы двух созывов. В Ил Тумэне представляет Поярковский избирательный округ.

Среди коллег отличается активностью: на волне шума вокруг строительства газохимического завода ознакомился с работой аналогичного предприятия в Тульской области, делал депутатский запрос и ездил в Ленский район после скандала из-за проезда автотранспорта местных жителей по технологической трассе, инспектировал гостевые дома на Лямпушке, которые правительство пыталось выкупить за 107 млн рублей.

На этой неделе пост народного избранника в Facebook об обеде за 13 миллионов попал в новостную ленту не только местных, но и федеральных СМИ. Подобный интерес к своей персоне депутат вызвал, когда сообщил о высоких ценах на авиаперелеты из Якутска в Москву и заподозрил перевозчиков в картельном сговоре. Именно с этой темы мы начали разговор с Фёдоровым.

Виктор Николаевич, недавно вы сообщили СМИ, что получили ответ от авиакомпании «Якутия» на запрос об обоснованности тарифов. Изучили информацию? 

— Их ответом сейчас занимаются эксперты. Если тезисно говорить, то перевозчик занял такую же позицию, как  «Аэрофлот», «S7» —  «зарабатываем деньги». При этом забывается, что ему выделяются бюджетные средства. Только за последние пять лет в авиакомпанию направлены порядка 10 млрд рублей. Для чего это делается? Чтобы сдерживать тарифы. Для чего республике нужна авиакомпания? Чтобы по приемлемым ценам летать по магистральным направлениям и обеспечить внутрирегиональные перевозки. Этого не произошло. Зачем летать по направлениям, которые заняты перевозчиками европейской части России? Вы нас вытащите из этой транспортной ямы, довезите до центральных городов, а дальше мы сами разберемся — сядем на поезд, воспользуемся услугами другой авиакомпании. Кроме того, непонятно, почему такая разница по авиабилетам по направлению Якутск-Москва зимой и летом. Если у вас зимой получается летать за 11-12 тысяч рублей, значит, окупаете расходы. А почему тогда летом выставляете 30-45 тысяч?

Вопросы возникают и к аэропорту «Якутск». Пассажирооборот нашего аэропорта — менее 900 тысяч человек, выручка — 1,6 млрд рублей. Для сравнения: через аэропорт Красноярска проходят больше 1,6 млн пассажиров, выручка — 1,6 млрд рублей. Получается, у нашего предприятия завышенные расценки. Кстати, вместо того, чтобы объединять две региональные авиакомпании, надо было объединить АК «Якутия» и аэропорт «Якутск». По опыту других перевозчиков могу сказать, что именно такой симбиоз даёт экономический эффект.

«Стратегия 2030» — нерабочая 

В свое время вы активно включились в решение проблемы жителей Ленского района, которым ограничивали проезд по технологической трассе «Сургутнефтегаза» и «Транснефти». Чем все закончилось? 

— Недавно был в командировке в Ленске. Вопрос не стоит столь остро, как раньше. «Сургутнефтегаз» оформил свой участок дороги как «необщего пользования четвертой категории». Это означает, что по ней разрешено передвигаться только транспорту компании. Но муниципалитет имеет право наложить на дорогу сервитут, как безальтернативному транспортному сообщению с федеральной дорогой «Вилюй».

Вопрос как руководителю профильного комитета: какой из активно обсуждаемых инвестпроектов способен «выстрелить»? 

— Сложно сказать. В «Стратегию 2030» (проект стратегии социально-экономического развития Якутии на период до 2030 года с определением целевого видения до 2050 года — прим. ред.) эти инвестпроекты внесены. Но я считаю, что она не совсем правильно построена. Главное в стратегии — национальная идея, она должна отвечать на вопросы «куда нам двигаться, как мы будем жить?». Этого в документе я не увидел.

Инвестпроекты, основанные на добыче полезных ископаемых, — не главный путь развития республики. Нефть через восемь-десять лет не будет нужна, на замену придут источники возобновляемой энергетики. С алмазным рынком тоже проблемы: искусственный алмаз практически не имеет изъянов и имеет тенденцию к снижению себестоимости. Кроме природных богатств, основные преимущества Якутии — вода, чистый воздух, лес. Исходя из того, что сейчас бочка воды и бочка нефти равноценны на мировом рынке, нужно вкладываться в проекты с долгосрочной перспективой — развитие инфраструктуры и обеспечение транспортной доступности. Я бы предложил вложиться в строительство дороги, моста и развитие малой авиации.

Сейчас обсуждается строительство IT-парка. Не понимаю, зачем строить 15 тысяч кв.м., не зная, придут ли туда резиденты, да еще и передавать в госсобственность. Для начала надо арендовать у малого и среднего бизнеса помещение, разместить резидентов и посмотреть, пойдет ли дело, потом можно расширяться. Зачем в середину процесса вклиниваться? Начинать надо как в бизнесе — когда запускаешь производство, необходимо продумать сбыт. В противном случае получится так же, как с еврохотонами.

Упомянули о развитии малой авиации. С чего нужно начать работу?  

— Надо уволить Нерадько [главу Росавиации], который поставил крест на малой авиации. Именно он застопорил нашу инициативу о внесении изменений в Федеральные авиационные правила, дающие разрешение малой авиации выполнять определённые виды работ на коммерческой основе, но без перевозки пассажиров. Это при том, что документ, подготовленный нашей Ассоциацией развития малой авиации, поддержан сенаторами и министром транспорта РФ Максимом Соколовым.

Не смогли мы и приобрести самолет, потому что для этого нужно иметь авиакомпанию. А её невозможно зарегистрировать — слишком много требований. Планировали купить шестиместный самолёт Cessna стоимостью 56 млн рублей. Эту модель активно используют на Аляске. Бюджету с учетом дотации самолет обошелся бы в 10 млн рублей. Для сравнения — строительство одного километра дороги оценивается примерно в 20 млн. Чтобы построить 100 км до какой-нибудь деревни, а у нас и не такие расстояния, понадобится 2 млрд рублей. Так еще дорогу надо содержать. А такой самолёт может с легкостью закрыть потребность небольшой деревни. И истории с жителями Березовки, оказавшимися прошлой осенью в транспортной блокаде на два месяца, не было бы.

В целом проблема озвучена и услышана президентом. Путин дал ряд поручений по развитию малой авиации на Дальнем Востоке. Посмотрим в ноябре, какие решения будут приняты.

Как ваши планы по пилотированию личного самолета? 

— Оставил эти планы. И самолёт не буду покупать.

Как заработать миллионы 

Источниками ваших доходов заинтересовалась прокуратура. Противостояние закончилось? 

— Суды мы проиграли. Нас обязали рассмотреть вопрос об итогах  работы комиссии по контролю за достоверностью сведений о доходах и имуществе депутата Фёдорова на пленарном заседании.

Но здесь вопрос в том, почему именно меня? Комиссия рассматривала трёх депутатов, по всем вынесла одинаковые решения. Прокуратура прицепилась именно ко мне. Почему? «Любят» потому что.

Прокуратура распространяла релиз, что добивается лишения мандата. 

— Не получится. Нет федерального закона, лишающего мандата депутатов по данным основаниям на уровне субъекта РФ. Если отстранят, восстановлюсь через суд. Зачем им все это, не понимаю.

Мы плавно подошли к вопросу о ваших миллионах. Как их заработали? 

— Мне нечего скрывать. Сейчас посмотрим декларацию. За 2016 год заработал на основном месте работы 2,5 млн, на банковских вкладах — 1,2 млн рублей.  Доход от ценных бумаг и долей участия в коммерческих предприятиях составил 65 млн,  от прочей деятельности — 30 млн рублей.

Прибыль связана со Столичным рынком? 

— Не только. Есть предприятия, занимающиеся транспортной логистикой, газовыми турбинами. Ставил газотурбинную станцию на цементном заводе в Мохсоголлохе, Якутске. Но когда было объявлено о снижении энерготарифов на Дальнем Востоке, я, как человек, верящий в Путина и правительство, продал ту, что в городе.

Все же скажу, что основная прибыль идет с компаний, связанных с торговлей. Хотя с ней сейчас очень плохо. На днях беседовал с крупной предпринимательницей. У нее есть торговые точки и кафе. Она говорит, что покупательная способность населения сильно упала. Такое чувство, говорит, что людям даже носки не на что покупать.

Вернемся к вашей декларации. Рассказывают, что у вас недвижимость в Испании. 

— У меня нет недвижимости за рубежом. У моей жены квартира в Испании, в Марбелье (фешенебельная зона отдыха аристократов, знаменитостей и бизнесменов со всего мира, находится между Малагой и Гибралтарским проливом. В 2010 году здесь провела летние каникулы Мишель Обама, — прим.ред.)

Давайте обсудим, как заработать миллионы. Допустим, к вам обратится молодой человек за советом, как строить бизнес и преуспеть. Что вы ответите ему?  

— Среди обычных людей талантливых артистов, художников только 3-5% . Точно так же и в бизнесе. Если этот условный молодой человек считает себя способным построить бизнес, пусть пробует, рискует.

Истинный предприниматель начинает интересоваться бизнесом еще в школьные годы. В школе я продавал жвачку, в институте — джинсы. Учился в Москве, ездил в Белоруссию за дубленками. Разные были схемы, так и поднаторел.

Вспомнил забавный случай. Мои старшие братья, когда я был в седьмом классе, окончили школу и поехали учиться в Томск и Ригу. У одного из них осталась хоккейная форма, клюшки. Я все продал, а на вырученные деньги купил мопед. Жалко, что его украли с дачи. Так что предпринимательская жилка была всегда.

Назовите трёх успешных предпринимателей Якутии.  

— Знаю таких. У них есть деньги, квартиры в Майами, виллы в Испании, они меняют машины как перчатки. Но дело в том, что они не любят афишировать свои дела, поэтому я не могу назвать их фамилии. И я понимаю их. Если сильно высовываться, можно попасть под пресс государства и олигархических структур, поддерживаемых им.

Трамп и Ил Тумэн 

Начали предвыборную кампанию? 

— Скажу открыто: иду на следующий созыв Ил Тумэна. Сейчас с помощниками готовимся. Нынешняя избирательная кампания показала, что привычный формат агитации — телефонные звонки, «от дверей к двери», расклейка агиток, реклама в газете — отмирает. На первый план выходят соцсети и мессенджеры. Мы изучаем такой опыт. В частности, похожей предвыборной стратегии придерживался Трамп.

Не надоела депутатская деятельность? 

— Это будет мой второй срок. И я точно не хочу быть председателем комитета. Есть желание сформировать грамотный независимый парламент, который бы работал эффективно.

Интересное рассуждение. Вы видите себя спикером? 

— Нет. Должность председателя парламента подразумевает много представительской работы.

По этой причине не хотите быть спикером? 

— Скажем, есть ряд существенных причин.

Одна уважаемая дама, в прошлом депутат Госдумы, сказала, что нельзя ни в коем случае отдавать избирательные голоса за бизнесмена. Потому что он идёт в депутаты, чтобы решать свои дела.  

— Кого избирать тогда? По-моему, директора школ, заведующие садиков, работники бюджетных организаций больше зависимы.

Если есть такие депутаты, надо отзывать их. Жалко, механизма нет. Мы хотели внести поправки, но федеральный закон не позволяет.

На свой счёт я уверен: пусть хоть один человек скажет, что я за четыре года в Ил Тумэне получил бюджетный рубль или подряд, выделю ему премию.

Фото Вадима Скрябина