Новости
Кемеровская ОПОРА проанализировала международные исследования по женскому предпринимательству. Россия в числе стран-лидеров по доле успешных бизнес-леди
13 января 2017

«Не женское это дело» — приходилось вам слышать такой оборот речи? Конечно же, приходилось — и не всегда вы были согласны, даже если лично вас это высказывание ну никак не затрагивает. Список стереотипных «неженских дел» мы тут приводить не будем, любой из нас примерно может догадаться о нём сам. Но об одном таком «деле», деле в самом прямом смысле этого слова, если брать кальку с английского, всё же поговорим. О бизнесе.

Итак, бизнес — женское ли это дело? Вопрос, вроде бы, абсурдный — а почему бы и нет? Живём мы всё-таки в XXI веке, идеи гендерного равенства уверенно, а местами и победоносно шагают по планете, да и опять же каждый из нас может вспомнить примеры успешного женского бизнеса — и в России, и за рубежом.

До идиллической картины, однако, ой как далеко. Потому что на пути у женщины-предпринимателя почти всегда и почти везде по-прежнему встают специфические трудности — разнообразные, в зависимости от конкретного времени и места, но в чём-то и одинаковые.

И сегодня бизнес-журнал «Капитал» совместно с переводческим агентством «Версио», город Кемерово, как раз и собираются немного рассказать вам о специфике и «подводных камнях» женского предпринимательства. А использовать мы будем, как у нас уже вошло в привычку, не только общедоступные источники, но и ряд эксклюзивных материалов, специально переведённых на русский язык — в частности, результаты специального исследования, проведённого по заказу одного из институтов ООН. Поехали?

Ста баллов нет ни у кого

С чего бы нам начать? Пожалуй, с того очевидного уже факта, что количество женщин, занимающихся бизнесом, в мире неуклонно растёт, причём прослеживается эта тенденция действительно по всей планете, «плюс-минус» без исключений. Иное дело, что этот рост, да и сами условия для ведения бизнеса женщинами сильно разнятся. Так где же проще и комфортнее всего чувствуют себя бизнес-леди, где они добиваются успеха, менее всего обращая внимание на шепоток про «неженское дело» и откровенные препоны? Ответ на этот вопрос даёт всемирный рейтинг гендерного предпринимательства и развития, составленный исследовательским институтом Gedi совместно с компанией Dell. Они изучили состояние дел в 30 странах мира, опираясь на различные бизнес-показатели, а также на опросы самих женщин-предпринимателей — и оценили результаты по 100-балльной шкале.

Сразу скажем — сто баллов не набрал никто. Но в числе победителей оказались государства, более-менее стремящиеся к гендерному бизнес-идеалу: США (83 балла), Австралия (80 баллов), Швеция (73 балла), а также Германия с Францией (обе по 67 баллов). Что же касается России, то наша страна оказалась не то чтобы в хвосте списка, но и не на его вершине — набрала 36 баллов и поделила 18–19 место с Турцией. Ну а действительно аутсайдерами стали (в порядке убывания баллов, все меньше 20-ти) Уганда, Египет, Бангладеш и Пакистан.

Конечно, закономерность тут прослеживается. На верхних строчках рейтинга — развитые страны Западного мира, где гендерное равенство давно стало явью, официально задекларировано по меньшей мере. Внизу — государства развивающиеся или вовсе слаборазвитые, представители Азии и Африки. Страны, где национальные или религиозные стереотипы до сих пор сильно тормозят развитие женского предпринимательства. «Женщина, о, достойнейшие… ну что она может понимать? Настоящее дело — это задача мужчины».

Берег турецкий и отвага всеобщая

Россия же — где-то между, серединка на половинку. И не случайно, как кажется, в этом рейтинге она идентична как раз Турции — стране, «зависшей» между Западом и Востоком, расположенной сразу на двух континентах и не до конца решившей пока, куда же ей двигаться. Турция не то чтобы тормозит у себя развитие женского предпринимательства, но, согласно проведённым исследованиям, бизнесом соотечественницам Ататюрка и Арды Турана заниматься не особенно легко. Начнём с того, что для этого почти всегда нужна поддержка мужа. Да что там «почти всегда» — это в принципе решающий фактор, тем более что 72% турецких бизнес-леди замужем, а ещё 17% замужем когда-то были. И регулярно ещё на этапе стартапа возникает конфликт между семьёй и бизнесом — так что поддержка мужа, да и всей родни в целом, очень пригождается. Тем более, что как раз помощь семьи, уже и чисто в финансовом смысле, оказывается тем базисом, на котором турчанки и строят свою предпринимательскую надстройку. А как же специализированные фонды и организации? Да о них и речи часто нет: во-первых, их в Турции просто не очень много, а во-вторых, играет свою негативную роль плохая информированность турецких предпринимательниц. Проще говоря, ничего они про такие фонды не знают…

Удивительно, однако, что больше половины бизнес-леди из Турции трактуют начало предпринимательской деятельности именно как самостоятельное решение, без особой оглядки на мужа или семью. Примерно также начинают свой бизнес и многие женщины из других стран, в том числе и развитых. Иное дело (и это действительно интересный парадокс!), что бизнес-леди из развивающихся и слаборазвитых стран часто более уверены в своих способностях и компетенциях для начала дела, нежели их «колежанки» из стран развитых. Да и неудач среднестатистическая предпринимательница из Уганды, если верить исследованиям института ООН, боится меньше, чем австралийская или шведская бизнес-леди.

Иными словами, если уж решила посвятить себя бизнесу, то идёт вперёд смело, в полном соответствии с русской пословицей о коне и горящей избе. Очевидно, только так можно преодолеть все гендерные предрассудки и вполне практические барьеры, как то: доступность базовых банковских услуг (иногда просто проблема завести собственный счёт!), сравнительно узкий профиль деятельности (даже в сверхблагоприятных США есть отрасли, например, хайтек, где по-прежнему «рулят» мужчины и делиться властью с дамами не собираются) или вполне житейский вопрос «а где оставить ребёнка».

Так что вперёд, бизнес-леди из развивающейся страны! Тем более, что факты налицо: в последнее время наблюдается «усиление интереса к женскому предпринимательству в развивающихся странах, который, в свою очередь, вызван большим интересом к той роли, которую предпринимательская деятельность играет в процессе экономического развития». Многие государства, которые экономическими гигантами пока не назовёшь, но стремление к этому у них есть, уже всерьёз озаботились развитием женского предпринимательства. Например, наш сосед Казахстан — буквально в конце ноября 2016-го официальная Астана добилась одобрения Европейского банка реконструкции и развития на предоставление суммы, эквивалентной 46 миллионам долларов, казахстанским предприятиям, которыми руководят женщины. Сделано это в рамках международной программы «Женщины в бизнесе» — и она, понятно, не на один Казахстан рассчитана.

Япония отстаёт, Кузбасс наступает

Ну а что такая же евразийская, как и Турция с Казахстаном, недоверчивая к новому и сомнительная в смысле полного гендерного равенства Россия? Здесь тоже всё движется в общем направлении — не первое место, но и не последнее. Хотя стоп, в чём-то даже и первое. Например, забавно, но именно наша страна является мировым лидером по числу «женских» позиций в топ-менеджменте. Конкретно речь идёт о 40% высших управленческих позиций в отечественном бизнесе (и не только в нём). Для примера — давно живущая, вроде бы, уже в каком-нибудь XXV веке Япония, пост-пост-индустриальная и донельзя продвинутая страна, плетётся в хвосте всего с 8% женщин — «топовых» менеджеров. Впрочем, внимательный просмотр этого рейтинга, составленного международной сетью независимых аудиторско-консалтинговых фирм Grant Thornton International, заставляет задуматься о причудах современного мира ещё больше. Скажем, в Германии, несмотря на вечную уже канцлера Меркель, с женщинами-руководителями тоже всё не очень хорошо. Зато более чем нормально, почти вровень с Россией, идут Грузия, Армения и ЮАР. Есть здесь над чем подумать, видимо…

А пока угандийские и бангладешские предпринимательницы отважно борются за выживание, Россия, а конкретно Кузбасс, тоже на месте не стоит. Так, ещё в апреле 2016 года при кемеровском отделении общероссийской общественной организации малого и среднего предпринимательства «Опора России» был создан комитет по развитию женского предпринимательства. Главной его целью как раз и является консолидация женщин, уже занимающихся бизнесом на территории Кузбасса, для решения конкретных задач и проблем (которых хватает), а также помощь тем представительницам прекрасной половины человечества (как удержаться от штампа!), которые ещё только собираются открыть своё дело. Собственно, один из авторов этих строк как раз и является руководителем одной из рабочих групп комитета — той, что отвечает за межрегиональное и международное сотрудничество. Это и неудивительно, учитывая профиль деятельности бизнеса — руководителю переводческого агентства не впервой «наводить мосты» с целью сближения и взаимной выгоды.

На 2017 год кузбасский комитет по развитию женского предпринимательства наметил достаточно большой объём работ — и журнал «Капитал» об этом обязательно ещё расскажет. Пока же, подытоживая наш большой и местами сумбурный рассказ, мы можем сделать очевидный вывод: женскому бизнесу определённо быть! Это процесс, который уже не остановить, да и останавливать не надо — наоборот, всячески поощрять. Что понимают уже более-менее везде в мире, исключая разве некоторые страны особо строгого режима и пещерных понятий. Где ещё, может, и спустя сто лет будут повторять мантру про «не женское это дело». Но мы уже будем далеко впереди, а потому попросту этих слов не услышим.

Источник: http://biz.a42.ru