Портал малого и среднего
предпринимательства

Республики Саха (Якутия)
Центр поддержки предпринимательства РС(Я)
8-800-100-58-80
Бесплатная «горячая линия»
для предпринимателей
16 июня 2016
Контрольно-надзорная реформа отправлена на каникулы

Белый дом вернул Минэкономики на доработку закон о принципах проверки бизнеса

Как стало известно «Ъ», разработка законопроекта о контроле и надзоре — ключевого документа реформы — затягивается до 1 августа, когда этот документ должен быть повторно внесен в правительство. В опубликованном вчера докладе о практике контроля и надзора в 2015 году Минэкономики признает этот готовящийся уже полтора года закон «насущно необходимым». Пока по итогам минувшего года ведомство фиксирует сокращение общего числа проверок всего на 1%. При существенном снижении количества визитов к бизнесу на федеральном уровне (на 12%) число проверок на региональном и муниципальном уровнях выросло на 6% и 41% соответственно.

Источник в финансово-экономическом блоке правительства сообщил «Ъ», что Белый дом вернул Минэкономики на доработку законопроект, утверждающий общие правила проведения контроля и надзора в РФ. Обновленный вариант ведомство должно внести в правительство до 1 августа 2016 года. В «дорожной карте» реформы предполагалось, что это случится 1 июня. Напомним, Минэкономики готовит этот документ по поручению президента, в мае рабочая группа Белого дома дорабатывала его в ходе серии совещаний (см. «Ъ» от 19 мая).

Вчера же Минэкономики представило доклад об итогах государственного контроля в 2015 году. В нем принятие комплексного закона о контрольно-надзорной деятельности названо «насущно необходимым» — эту деятельность необходимо реформировать, так как «ее единое регулирование отсутствует». В Минэкономики полагают, что необходимы закрытый перечень видов контроля, описание его новых видов — мониторинговые мероприятия и контрольная закупка, а также уточнение сроков и процедур.

Пока же Минэкономики фиксирует следующие результаты. В 2015 году контрольные органы всех уровней провели 2,35 млн проверок, что на 1% меньше показателя 2014 года (2,38 млн). Число проверок на федеральном уровне сократилось на 11,6% (до 1,49 млн с 1,69 млн в 2014 году) — за счет снижения массовости проверок МЧС (на 17%), Роспотребнадзора (на 15%) и Ростехнадзора (на 6%). При этом число проверок выросло на региональном и муниципальном уровнях: на 6,1% и 41,1% соответственно. На муниципальном уровне такой сильный рост обеспечило лицензирование — медицинских и образовательных учреждений, а также управляющих компаний многоквартирных домов (появилось с мая 2015 года). Если не учитывать лицензирование, общее число контрольных мероприятий снизилось на 6,2%, следует из доклада.

В ведомстве Алексея Улюкаева подчеркивают, что из сферы действия базового закона о защите прав предпринимателей при проверках (294-ФЗ) сейчас выведено около 70 видов государственного контроля — около двух третей от их числа. Это «снижает уровень гарантий защиты прав» бизнеса и создает «неоправданные избыточные механизмы вмешательства государства», указывает Минэкономики. Там отмечают, что в КоАП сохраняется много отсылочных норм с большим разбросом штрафов за нарушения, что делает практику неоднородной и создает условия для злоупотреблений проверяющих.

Каждый контрольный орган ведет свою статистику, которую невозможно сопоставить, говорится в докладе. Минэкономики приводит пример с учетом пострадавших от разного рода воздействий: на промышленных объектах эти данные собирает Ростехнадзор, при пожарах — МЧС, на производстве — Роструд, а профзаболеваниями занимается Роспотребнадзор.

Все чаще жалобы на предпринимателей подаются из-за угрозы возникновения чрезвычайных ситуаций и причинения вреда: на федеральном уровне по всем ведомствам доля таких жалоб выросла с 18,4% в 2013 году до 22,9% в 2015 году, а на региональном — с 48,6% до 52,9% соответственно. Как говорится в докладе, госорганы и муниципалитеты проявляют «субъективный подход к определению и учету случаев возникновения угрозы причинения вреда» — из-за того что в законодательстве не определена сущность этого понятия. При этом уголовные дела нарушителям практически не грозят: надзорные органы лишь в единичных случаях передают материалы по проверкам о причинении вреда в уполномоченные органы, доля таких проверок у Роспотребнадзора, МВД, Ростехнадзора, Росприроднадзора — не более 0,1%.