Новости
Малый бизнес не скупится на интеллектуальные технологии
3 августа 2021

Боль­шинс­тво рос­сий­ских пред­при­нима­телей ма­лого биз­не­са тра­тят на IT от 300 до 500 тыс. руб. в год. Та­кой сум­мой оп­ре­дели­ли свои рас­хо­ды 38% оп­ро­шен­ных. Чуть боль­ше чет­верти (26%) ог­ра­ничи­вают зат­ра­ты диа­па­зоном 100–300 тыс. Толь­ко 10% оп­ро­шен­ных пос­чи­тали необ­хо­димы­ми зат­ра­ты в бо­лее чем 500 тыс. руб. Такие данные приводит компания «Р7-Офис» по итогам проведённого исследования.

Наиболее популярными статьями расходов из IT-бюджета участники назвали безопасность (93%), IP-телефонию (92%) и банковские системы (89%). При этом в денежном выражении в топ-3 остаётся только безопасность – на неё приходится в среднем 197 тыс. руб. в год, и это самые крупные IT‑расходы среди опрошенных компаний.

Бюджеты свыше 100 тыс. руб. бизнесмены также выделяют на облачные хранилища (168 тыс. руб.), разовое обслуживание и настройку программ (117 тыс. руб.), а также CRM и управление проектами (116 тыс. руб.).

Затраты на почтовые сервисы и офисные редакторы не превышают 60 тыс. руб. в год. Это обусловлено тем, что многие предприниматели выбирают бесплатные браузерные решения с ограниченным функционалом для решения подобных задач.

Директор по работе с корпоративными клиентами компании Softline Руслан Мельников отмечает, что малый и средний бизнес достаточно активно тратит деньги на IT. В ковидный год было некое снижение, но сейчас компании выходят на докризисный уровень, и в среднем траты оцениваются около 3% от выручки компаний – например, в сегменте малого бизнеса (компании со средним штатом 28 человек, оборотом 130 млн руб.) цифра может достигать около 29 трлн руб. из совокупного оборота, где расходы на IT составляют около 93 млрд руб. И это только малый бизнес.

«Осторожные оценки можно дать в области так называемого «железа» и импортозамещения. Мы видим это по отложенным поставкам, связанным с нарушением логистики, торговым конфликтам на глобальном рынке. Малый бизнес очень чувствителен к темам универсального рабочего места, когда сотрудник может получать доступ ко всем ресурсам компании с любого устройства по типу BYOD [bring your own device – «принеси своё собственное устройство»], а также аналитики», – подчеркивает Руслан Мельников.

Он считает, что в настоящее время точную оценку того, будет ли бизнес тратить больше на IT, наверное, не может дать никто. Рынок диктует в разных направлениях где-то 20%, где-то 30% – это и включение НДС в контракты по зарубежным поставкам, и ажиотажный спрос на процессорные вычисления, и требования регуляторов, и традиционные ежегодные поднятия цен от поставщиков. Мир начинает восстанавливаться и требует закрыть белые пятна и пробелы, вызванные всеобщей пандемией. Точно можно ожидать роста в «железе», облаках и услугах, связанных как с разработкой, так и внедрением на рынке IT.

Директор по продуктовой стратегии Группы компаний «Т1» Сергей Иванов отмечает, что уровень финансирования – как и степень удовлетворённости IT-решениями – в малом и среднем бизнесе продиктован уровнем зрелости владельца и самого бизнеса. Если компания активно работает в сегменте e-commerce, то приведённые в исследовании затраты не позволят покрыть даже минимальных потребностей компании, особенно в области информационной безопасности и работы с агрегаторами и маркетплейсами. Если это ритейл формата шаговой доступности, то сложных решений ему и не нужно.

В связи с тем, что в сегмент SMB попадают совершенно разные виды деятельности и бизнеса, определить единый уровень информатизации или недофинансирования невозможно, подчёркивает Сергей Иванов.

Он отмечает, что, безусловно, рост затрат на IT будет продолжаться, но не потянет за собой увеличение общего уровня расходов: IT-функции будут частично заменять другие виды расходов в структуре бюджета компаний. Например, расходы на курьеров или экспедиторов будут трансформироваться в подписку на решающие эту задачу сервисы.

Мой Бизнес.рф