Новости
Маркировка молока. Ответы на часто задаваемые вопросы
2 февраля 2021

Внимание! Публикуем ответы на часто задаваемые вопросы по маркировке молока и молочной продукции.

Что такое маркировка?

Маркировка необходима для обеспечения прослеживаемости каждой единицы продукции и создания цифровой копии каждой отрасли. Производитель наносит на каждый товар уникальный код, далее при передаче собственности в систему передается универсальный передаточный документ (УПД), фиксируется текущий собственник товара, при сканировании кода на онлайн-кассе магазина фиксируется выбытие. То есть система отслеживает путь движения товара от производства или импорта до продажи и до покупателя – в течение всего срока жизни товара на рынке.

Какое законодательство регулирует маркировку?

Распоряжение Правительства РФ №792-р от 28 апреля 2018 г. «Перечень отдельных товаров, подлежащих обязательной маркировке средствами идентификации» – определяет перечень продукции (в том числе молочной), входящей в маркировку. Распоряжение Правительства РФ №806-р от 30 марта 2020 г. – о проведении эксперимента по маркировке молочной продукции до 31 декабря 2020 г.

Этапы введения маркировки молока и молочной продукции

С 15 июля 2019 года по 31 декабря 2020 года проводился эксперимент по маркировке готовой молочной продукции.

С 20 января 2021 года — стартовал подготовительный этап обязательной маркировки. Появляется возможность добровольно маркировать, вводить в оборот и фиксировать выбытие через кассы молочной продукции.

С 1 июня 2021 года маркировка становится обязательной для категорий «мороженое» и «сыры».

С 1 сентября 2021 года маркировка становится обязательной для товаров всех остальных подгрупп сроком годности более 40 дней.

С 1 декабря 2021 года маркировка становится обязательной для молочных продуктов сроком годности менее 40 дней. Появляется обязанность фиксировать выбытие маркированной продукции через кассы.

С 1 сентября 2022 года для оптового и розничного звена вводится объемно-артикульный учет.

С 1 декабря 2022 года маркировка становится обязательной для фермеров при продаже через собственную розницу и прямых продажах.

С 1 декабря 2023 года вводится поэкземплярный учет для продукции со сроками хранения более 40 дней.

Зачем нужна маркировка, если контрафакта в молочной продукции не так много?

Цифровая маркировка позволяет справиться с любыми видами нелегальной продукции, включая контрафакт, фальсификат, контрабанду и другие формы незаконного оборота. Данные статистики показывают так называемые «не наблюдаемые статистикой» производство и импорт (то есть нелегальный уровень) в 2018 году по питьевому молоку – 18%, сыру – 15%, маслу – 28%.

Зачем нужна маркировка, если имеется система «Меркурий»?

Система «Меркурий» призвана контролировать биологическую безопасность животноводческого сырья и осуществляет документальное сопровождение партий продукции (ветеринарными сопроводительными документами – ВСД). Маркировка же обеспечивает индивидуальное прослеживание каждой единицы готовой продукции от завода до кассы и до потребителя. Обеспечение полной прослеживаемости молочной продукции требует интеграции систем, что позволит гарантировать легальность и безопасность продукции «от поля до покупателя».

Почему это две совершенно разные системы:

«Меркурий». сопровождает цепочку продукции документально, поэтому система является разрешительной – без «гашения» предыдущего ВСД и создания нового в привязке к предыдущему, перемещать товар запрещено. Тем не менее, подобный механизм не позволяет сделать выборочный контроль – нельзя сопоставить конкретную единицу товара (выбрать случайным образом на складе или полке) и ВСД – что упрощает возможность попадания нелегальной продукции в оборот.

Маркировка. Однозначно идентифицирует производителя/импортёра каждой единицы товара, объёмы производства и выбытия, используя кассы (система интегрирована во все онлайн-кассы в стране) – создается цифровой двойник всей отрасли. Контроль выбытия на кассе защищает от вброса нелегальной продукции (для защиты от вброса нужен контроль минимум двух точек – ввод в оборот [производство/импорт] и выбытие из оборота в рознице).

Система маркировки в момент ввода товара в оборот связывает код маркировки с производственным ВСД, предотвращая вброс нелегальной продукции (для вброса нужно знать пВСД и дату производства, а они известны только в момент производства, с учётом высокой оборачиваемости – невозможно успеть произвести товар с таким же кодом маркировки, пВСД и датой производства). Сравнение объёма произведённой продукции по пВСД и затраченного на неё сырья из «Меркурия» с введённым в оборот объёмом продукции и её выбытием через кассы позволяет со 100%-ной точностью выявить точки вброса нелегальной продукции в оборот.

На данный момент разработаны три модели взаимодействия системы маркировки и «Меркурий». Интеграция систем уже успешно работает на реальных производителях.

О том какие действия необходимо предпринять производителю – в обучающем центре ЦРПТ.

Требуется переход на новую систему учета товаров? Насколько велики эти затраты?

Система маркировки интегрируется с существующими учётными системами. Есть модуль 1С по работе с маркировкой, и более 30 интеграторов ПО с собственными решениям. Список компаний-интеграторов размещен на сайте честныйзнак.рф. Как и в предыдущем пункте, выбор системы и стратегии действий (менять поставщика решений или оставаться в рамках существующих систем) остается за самой компанией.

Насколько обременительна подготовка к работе с маркировкой для торгового звена?

Для розничного звена затраты минимальны. В розничном звене система строится на платформе онлайн-касс, использование которых является обязательным для розницы по 54 Федеральному закону 2016 года. Возможным новшеством для магазина может стать приобретение сканера, считывающего двумерные коды (1. Большая часть розницы пользуются этими сканерами и сегодня; 2.Для тех, кто не пользуется, стоимость сканера – от 2,5 тыс руб). Регистрация в системе занимает менее одного часа. Магазинам, которые уже в системе с другой маркированной продукцией (сигареты, обувь и тд) не нужно регистрироваться повторно.


Источник: https://minpred.sakha.gov.ru/news/front/view/id/3258923