Портал малого и среднего
предпринимательства

Республики Саха (Якутия)
Центр поддержки предпринимательства РС(Я)
8-800-100-58-80
Бесплатная «горячая линия»
для предпринимателей
8 июня 2016
МЧС предлагает окончательно избавить малый бизнес от плановых проверок

Правительство предложило уточнить правила проведения одной из самых массовых проверок бизнеса — контроля пожарной безопасности. В Госдуму внесен разработанный МЧС законопроект, направленный на повышение «гибкости противопожарного нормирования» — под этим понимается добровольное декларирование малым бизнесом своих пожарных рисков и предоставление ему возможности разделить ответственность с пожарными аудиторами. Впрочем, эксперты говорят, что система декларирования не востребована, а число пожарных проверок вряд ли существенно сократится: с сокращением числа плановых вырастет число внеплановых.

Правительство внесло в Госдуму разработанные МЧС поправки в техрегламент о требованиях пожарной безопасности. Предлагается ввести добровольный порядок составления пожарной декларации в отношении объектов малого и среднего бизнеса — объекты, на которые будет составлена декларация, не будут подпадать под плановые пожарные проверки МЧС. Введенный с 2016 года трехлетний антикризисный мораторий на плановые проверки малого и среднего бизнеса на пожарный надзор не распространяется.

Сейчас собственники зданий уже вправе представлять пожарные декларации с указанием оценок пожарного риска и возможного ущерба от пожара. МЧС предлагает уточнить, что такую декларацию смогут подать собственники одно- или двухэтажных зданий общей площадью до 1500 кв. м, а в декларацию должны будут включаться сведения о системе противопожарной защиты. Разработчики отмечают, что идеология поправок направлена на «повышение гибкости противопожарного нормирования»: расходы собственников на пожарную безопасность, к которой предъявляются «жесткие обязательные требования», они оценивают как «необоснованно высокие». Новшество проекта МЧС заключается в том, что «сейчас ответственность за пожарную безопасность несет декларант, то есть предприниматель». «Предполагается, что на основе оценки аудитора и расчета пожарного риска ответственность будет нести оценщик — пожарный аудитор — вместе с предпринимателем»,— говорит вице-президент «Опоры России» Марина Блудян. Однако параллельно МЧС готовит законопроект, устанавливающий уголовную ответственность за нарушения правил противопожарной безопасности, отмечает она.

Проверки МЧС (в том числе пожарной безопасности) относятся к наиболее массовым: по данным государственной информационной системы «Управление», за вторую половину 2015 года МЧС провело 394 тыс. плановых проверок (26% от общего числа) и 229 тыс. внеплановых (30%), выявив 798 тыс. нарушений. По данным «Опоры России», средний штраф за нарушения правил противопожарной безопасности составляет 150 тыс. руб., а максимальный — 450 тыс. руб.

В «Деловой России» констатируют: пожарную безопасность в РФ прямо или косвенно контролируют 28 ведомств, главные из которых — МЧС и Ростехнадзор. Госрегулирование в этой области включает в себя около двух десятков нормативных баз и более 200 тыс. требований, зафиксированных в 1,7 тыс. документов,— при этом единых государственных правил их применения не существует. Система добровольного декларирования в нынешней конфигурации фактически не работает, а законопроект мало что изменит, отмечают предприниматели. «Декларация сейчас подается в обязательном порядке, регистрируется и находится в архиве, но, по сути, остается невостребованной»,— говорит председатель комиссии «Деловой России» по пожарной безопасности Максим Винтер. По его словам, число плановых проверок в последнее время снижается, а вот число проверок, инициируемых прокуратурой, увеличивается. По мнению господина Винтера, даже после принятия поправок МЧС количество проверок устранения ранее выявленных нарушений как минимум останется на прежнем уровне. Впрочем, работа по реформе сферы пожарной безопасности ведется и в рамках правительственной «дорожной карты» реформы контроля и надзора: до конца мая МЧС, Ростехнадзор, Минстрой, Минтранс и другие ведомства должны подготовить предложения, как устранить устаревшие, избыточные и дублирующие требования.

Источник: http://www.kommersant.ru/