Новости "Центра "Мой бизнес"
Мнение эксперта с Ольгой Бородиной. Как достичь гармонии в семейном бизнесе?
11 июля 2020

Семейный бизнес — это взаимная поддержка и понимание. Счастье развивать свое дело и заниматься любимым делом всей семьей. Но идиллия длится ровно до того момента, когда проблемы и вопросы бизнеса начнут смещать родственные отношения в деловую плоскость.

Сегодня практикующий психолог, семейный консультант, сексолог, сертифицированный бизнес-тренер и коуч Ольга Бородина расскажет о том, как грамотно разграничить сферы семьи и бизнеса, чтобы добиться успеха в каждой области.

Из предыстории нашего эксперта:

По окончанию факультета психологии Ольга Бородина с 2006 года приступила к работе в качестве преподавателя ЯГУ имени М.К. Аммосова (ныне СВФУ имени М.К. Аммосова) психологии.

С 2010 года открыла личную практику

— Провожу индивидуальные и групповые консультации по темам детско-родительских, семейных и сексуальных отношений, консультирую по вопросам сложности выбора, самомотивации, профессиональной самореализации, депрессии, личной эффективности, принятию себя, сексуальности, развитию уверенности и стрессоустойчивости и другим вопросам.

В конце 2016 года, получив большой практический опыт, Ольга открыла Центр развития личности «Гармония». Она решила, что главная задача центра должна заключатся в распространении знаний о психологии среди населения, оказании психологической помощи в сложных ситуациях или ситуациях выбора, повышении уровня уверенности и гармонии жизни граждан, помощи в раскрытии индивидуальности мужчин и женщин.

— Семейный бизнес широко распространен в России. Существует много плюсов от ведения такого бизнеса, но при этом он может скрывать в себе и много минусов, если его организовать не эффективно. Если вы решили начать семейный бизнес, то все острые моменты и подводные камни следует обговорить заранее.

  1. Вам необходимо определить границы.

— В любой семье существуют семейные (бытовые, материальные и т.д.) и профессиональные вопросы, которые обсуждаются каждый день.

Когда у вас семейный бизнес могут возникнуть мысли из разряда: «Мы с мужем (или другим родственником) сейчас рядом, почему бы не обсудить проблемы семьи на работе?», или, наоборот, проблемы бизнеса – дома.

В семейном бизнесе вам необходимо четко разграничивать обсуждение этих вопросов, т.е. в бизнесе мы говорим о бизнесе, дома мы говорим о домашних хлопотах. И никак иначе! Сначала это будет делать очень сложно, но, если вы внедрите навык, в будущем вы будете только в плюсе.

  1. Роли и обязанности

— Необходимо прописать роли и обязанности каждого участника семейного бизнеса, притом обязательно в письменной форме.

У каждого участника есть свои сильные стороны — кто-то лучше всего разбирается в финансах, кто-то в рекламе, кто-то в коммуникациях и т.д. Надо только понять у кого что лучше получается и обозначить обязанности всех участников. Мелкие вопросы решают ответственные лица самостоятельно, а вот глобальные вопросы уже сообща, с учетом всех аспектов ведения бизнеса. Помимо ролей и обязанностей вам важно прописать ответственность каждого участника перед бизнесом и распределить доли участия в бизнесе.

  1. Совещания и деловые встречи

— Совещания и процедуры обсуждения стоит планировать заранее. В семейном бизнесе чаще других могут быть разные мнения членов семьи (т.к. есть пример того, что у вас много общего, раз вы создали семью), поэтому очень важно высказываться всем членам, чтобы потом не было проблем с коммуникацией. Например, еженедельные встречи помогут вам вовремя выявить и разрешить любые споры и разногласия.

  1. Прибыль и семейная гармония

— Задача любого бизнеса — это прибыль. Способы получения прибыли могут быть абсолютно разнообразными, но не всегда эти способы могут быть соразмеримы с семейной гармонией, поэтому важно для себя определить, в каких вопросах семьи вы готовы отступить в пользу бизнеса и наоборот.

В общем деле всегда существует две характеристики, которые должны быть в фокусе: прибыль бизнеса и семейная гармония. И что-то периодически будет выходить на первое место.

Например, готовы ли вы при возникновении финансовых трудностях бизнеса залезть в семейный бюджет, и если да, то на сколько?

  1. Взгляд со стороны

— Не стоит все вопросы бизнеса поручать участникам семейного бизнеса. Для объективного процесса принятия решений вам необходимы советы со стороны. Привлечение внешних советников поможет вам взглянуть на ситуацию с нового ракурса. Кроме того, советники извне смогут внести новые творческие идеи в развитие вашего бизнеса.

Как правило в семейном деле рекомендуют обращаться к внешним советникам по части финансов, например к финансовым консультантам.

  1. Предусмотреть все в старте

— Необходимо составить долговременный план развития бизнеса. Вам важно прописать как в будущем будут решаться споры, увольнения и финансовые вопросы, как будет передаваться эстафета ведения бизнеса следующему поколению и другие моменты.

Вопрос денег в семье — зачастую тема противоречивая. Если кто-то захочет выйти из бизнеса или появятся другие спорные вопросы, у вас уже будут четкие инструкции, что и как делать. Это важно делать именно в начале создания бизнеса, когда вы определяете, кто и какую роль будет играть, каким образом составлен бюджет вашего семейного бизнеса, т.е. как поделены доли между участниками.

 

Надеемся, что наши советы помогут вашему семейному делу стабильно развиваться и наладят гармонию в отношениях. А если у вас остались вопросы, вы можете получить личную консультацию у Ольги Бородиной, написав по номеру +7 (914) 275-05-35. @centr.garmoniya_ykt

ГАУ РС (Я) Центр «Мой бизнес»