Мы готовы ответить на Ваши вопросы
8-800-200-01-12

Общероссийская линия по коронавирусу (круглосуточно)

8-800-550-21-24

Управление Роспотребнадзора по Республике Саха (Якутия) (с 9:00 до 18:00 по якутскому времени)

8-800-222-22-22

Федеральная налоговая служба (с 9:00 до 18:00 по московскому времени)

8-4112-500-567

Управление Федеральной антимонопольной службы Республики Саха (Якутия) (с 09:00 до 18:00 по якутскому времени)

8-800-100-14-03

Министерство здравоохранения Республики Саха (Якутия) (с 09:00 до 18:00 по якутскому времени)

8-4112-50-80-75

По вопросам трудовых отношений

8-800-201-34-30

Торгово-промышленная палата РФ (с 9:00 до 20:00 по московскому времени)

8-800-100-77-88

Горячая линия по вопросам предоставления услуг связи E-YAKUTIA (с 09:00 до 18:00 по якутскому времени)

7-925-054-72-12

Центральный аппарат Росимущества (с 9:00 до 18:00 по московскому времени)

Новости
На пути к местным франшизам или на чем основать якутский фастфуд?
16 июля 2021

Сегодня предлагаем результаты «мозгового штурма» по теме разработки якутского фастфуда. Фастфуд или общепит быстрого «приготовления и употребления» плотно вошел в современную жизнь и, несмотря на всю свою вредность по определенным параметрам, продолжает завоевывать поколения якутян. Есть у него много притягательных маркетинговых отличий, да и вообще это целый пласт многонациональных культурных достижений, вычленившийся за десятилетия, а может столетия проб и ошибок. Считаем, что в скором времени и у нас появится свой аутентичный продукт, не может не появиться в регионе с яркими национальными традициями, в том числе кухней. Главное сделать его более полезным для здоровья. Якутский фастфуд ждет своих региональных продвигаторов. Предпосылки для этого есть, причем неплохие:

— богатая национальная кухня;

— органичность, натуральность и полезность агро-субпродуктов на Севере и в Арктике, в отличие от мягко говоря «замусоренного» привычного фастфуда с консервантами и усилителями вкуса, от которых они пытаются отказаться, но никогда не смогут по объективным причинам;

— профессионалы своего дела, образовательная и научная инфраструктура в сфере питания;

— не стоит забывать и слова исторических персон: «Хочешь завоевать страну — завози чужой продукт; пойдёт отток энергии, люди станут болеть…» Для Севера и Арктики с экстремальными климатическими условиями эти слова кратно значимы.

— потенциальная вплетенность в туристический и имиджевый потенциал республики, потенциальная узнаваемость культуры;

— наконец глобальный вызов мировой массовой культуры, на который, в принципе, каждая национальная культура дает или должна дать свой исчерпывающий ответ: туристы, прибывающие в республику могут недоумевать отсутствием аутентичного массового кулинарного продукта при наличии уникальной северной кухни и культуры в целом.

Именно сегодня созрели субъективные и объективные условия для появления в Якутии своего местного фастфуда, который может встать наравне, а кое-где превзойти зарубежные франшизы. Мы не сомневаемся, что-то подобное появится в ближайшие годы и, по всей видимости, элементы этого уже где-то имеют место быть, но пока не прижились и малоизвестны в республике. Специалистам нужно задать правильные ориентиры на натуральный, узнаваемый и сравнительно здоровый относительно привозных франшиз фастфуд. Нужен небольшой импульс синергии энтузиастов.

Приятного просмотра и аппетита — Минньигэстик аhааҥ!

***

Есть хорошие наработки якутских ученых и технологов. Например, института сельского хозяйства им. М.Г. Сафронова о биологической ценности местных продуктов питания, Института здоровья Республики, спектра средних кулинарных образовательных учреждений, собственно, школа якутского кулинарного искусства.

Здесь у якутского фастфуда двойная ниша. Стать сугубо национальным товарным продуктом, потеснив с регионального рынка пришлую франшизу с гамбургерами, картошкой фри, шаурмой не всегда качественных (с экологической и диетической позиции) и дорогостоящий японский товарный бренд – суши, роллы и «итальянскую», часто с низкокачественным составом инградиентов пиццу. Считаем, якутский фастфуд, дело некоторого времени, наверное трех-пяти лет. Пока нет наработанных вариантов «франшизы» с соответствующей технологической инфраструктурой.

Региональные фастфуды имеют место быть в странах Юго-восточной Азии. Идя утром и вечером по улицам азиатских мегаполисов, вы встречаетесь с сугубо популярной в этих странах национальной кухней, известной и популярной только там. После нескольких реальных лет работы, у якутского фастфуда появится ниша. Нужно отточить линейку продукции и ее подачи! Это будет непросто, но местный креативный класс, если постарается, свернет горы. Это важно для саморазвития современной культуры!

Делая социокультурные обобщения, добавим, — именно сейчас созрели условия для появления якутского фастфуда. Это наличие массового сознания, творческой освоенности культуры модерна; наличие яркой и самобытной символической этнокультуры народов Якутии, которая испытывает ренессанс на фоне пресса массовой культуры; высокая потребность фастфуда — быстро, питательно и вкусно перекусить во время ланча, в кино, парке или каком-то «open-air» мероприятии, того же ысыаха, скачек, спортивных состязаний и т.д. Он может быть как горячим, так и холодным, для жаркого лета и суровой зимы. В последнем случае, это может стать нашей «арктической» фишкой быстрого питания, выработанной еще далекими предками; продукт должен превосходить по определенным параметрам привозные франшизы: натуральность, отсутствие сопоставимой вредности «привозного» фастфуда, национальный колорит, раскрывающий культурные особенности культур Северо-востока России;  технологичность и маркетинговая, технологико-культурная изюминка.

Предлагаемое уже является творческим развитием «якутского фастфуда», который сложился априори, став популярным в каждой якутской семье. Его базовые основания — мясная и мучная основа, линейка якутской «кисломолочки». Если обобщить, то исконным фастфудом народа саха можно считать — якутскую лепешку, оладушки, мороженую рыбу, мясо и печень жеребятины, сметану и  взбитые сливки, зеленый полевой лук, варенье, бырпах, суорат и кумыс. Есть огромные возможности для приготовления супов быстрого приготовления, как сухих, так и замороженных (последние уже имеют прецедент быть в республике).

Культурная изюминка кроется конечно в подаче продукции и ее приготовлении. Здесь уже раздолье для местного креатива, включающего сохранность традиций, упакованных в отзывчивые для широкого потребителя современные формы. Будущая ресторанная франшиза должна включить автоматы по приготовлению оладьей, оладьей с начинкой, порционного изготовления керчеха и саламата с добавками. Нужны и возможности пожарить оладьи посетителям самостоятельно, предварительно приготовив на автомате готовую смесь. Думаем, для современной кулинарной индустрии это не составит непреодолимых проблем.

Главные исполнители проекта — научные сотрудники ЯНИИСХ им. М.Г. Сафронова — ст.н.с. Васильева Валентина Тихоновна и н.с. Слепцова Татьяна Васильевна (Лаборатория переработки сельскохозяйственной продукции и биохимических анализов).

Источник