Портал малого и среднего
предпринимательства
Республики Саха (Якутия)
Центр поддержки предпринимательства РС(Я)
8(4112) 42-21-91
8-800-100-58-80
Бесплатная «горячая линия»
для предпринимателей

Новости
Не хлебом единым…
27 марта 2018

У каждого в воспоминаниях из детства есть запах и вкус свежего хлеба, вкус особенной хрустящей корочки… Хлеб относится к тому виду продукта, который нужен каждый день, который, тем не менее, не приедается и не надоедает. Для того чтобы печь вкусный хлеб, одного знания рецептов мало, нужно любить свою профессию и быть добрым человеком.
В Момском районе до начала 2010-х годов хлебопекарни, подведомственные Районной торговой конторе, существовали почти во всех населенных пунктах. Но ввиду банкротства торговой конторы, остатки наследства хлебопекарен перешли в частные руки предпринимателей, которые в настоящее время весьма неплохо обеспечивают местное население качественной хлебобулочной продукцией. Так, в районном центре в селе Хонуу, на базе столовой «Долгунча», со времен советского изобилия, каждый день жители села покупают не только горячий хлеб, но и выпечки в виде батонов, различных пирогов, печенье, лепешек, булочек, коржиков и т.д. В Соболохском наслеге с выпечкой успешно справляется Ольга Шкулева, вкусный хлеб которой известен далеко за пределами района. В Тебюляхском наслеге также выпечкой хлеба занимается индивидуальный предприниматель Антон Вожжов, его вкусные торты пользуются большим спросом.
Нам удалось связаться и поговорить с Ольгой Мараказовой, которая еще с 2006 года начала свою предпринимательскую деятельность с розничной торговли и промышленных товаров в Улахан-Чистайском наслеге. Важно отметить, что Ольга принципиально отказалась от продажи алкогольных напитков. В 2012 году она сумела выкупить здание пекарни у Районной торговой конторы, работники которой также перешли под ее руководство. По ее словам в 2013 году был разработан и реализован через Грант Правительства РС (Я) проект бизнес-плана. Сейчас в организации насчитывается всего 9 работников. Пекари пытаются разнообразить ассортимент, и на прилавках магазинов появляются не только деревенские буханки, но и разнообразные хлебобулочные изделия. Чтобы снизить расходы на коммунальные услуги, Ольга для отопления помещения пекарни в 280 кв.м. перешла на печное отопление. Хлеб выпекается на трех печках, в день по 100 штук. По словам Ольги, бывают сезонные заявки, особенно в начале июня во время корализации оленей, когда нужно отправлять хлеб мешками для нужд отдаленных участков. До недавнего времени мукой закупались через «Якутопторг», сейчас решили самостоятельно выкупать и привозить из городов Якутска и Магадана. Благо, кроме майских и октябрьских месяцев, дорога всегда открыта. Кроме предпринимательской деятельности, Ольга Николаевна оказывает благотворительную и спонсорскую помощь учреждениям бюджетной сферы образования и культуры.
Понимая всю востребованность полезной и вкусной выпечки, конкуренцию Ольге составляет еще один индивидуальный предприниматель. Хлеб им выпекается в домашних условиях и продается в магазине «Байанай».
А в с.Хонуу конкуренцию хлебного бизнеса столовой «Долгунча» в полной мере представляет хлеб, испеченный в мини-пекарне индивидуальным предпринимателем Туйаарой Варламовой, работа которой началась практически с нуля. Действительно, маленькие пекарни могут быстрее подстраиваться под потребности покупателя. На первый вопрос, почему решили заняться именно хлебопекарным бизнесом, Туйаара ответила: «Я имела кое-какой опыт в торговом деле, несколько лет работала продавцом. Сейчас трудно вспомнить тот день, когда в мою голову пришла эта идея. Но саму идею нам подбросил один наш хороший знакомый. Но думаю, не согрешу против правды, если скажу, что решение было простым, но при этом абсолютно продуманным. Ведь на хлеб всегда будет спрос, даже в условиях конкуренции. Также я хотела, чтобы люди, живущие рядом, ели по-настоящему вкусный домашний хлеб. И, самое главное, мне нужен был стабильный доход, чтобы содержать в достатке свою большую семью. Думаю, это вполне достаточные причины для того, чтобы начать и открыть свой хлебопекарный бизнес. Итак, летом 2013 года с помощью родных построили хлебопекарный домик 6х6. Продумали бизнес-план, который был одобрен Фондом развития малого предпринимательства РС(Я), нам был выделен микрозайм в сумме одного миллиона рублей. На эти деньги расплатились за стройматериалы, за строительство, закупили 2 печки, кондитерский стол, тестомеску, просеиватель для муки, оборудование для расстойки теста и многие другие необходимые оборудования».
Сейчас выпекаемая продукция продается с лихвой. Случайный покупатель не видит разницы в продукции этой небольшой пекарни. На вопрос, сколько же муки уходит за день, Туйаара рассказала, что всего за день уходит около 3-х кулей муки. А закупаются мукой по заявке в магазине Яутопторга. Туйаара очень благодарна администрации района, в частности главе района П.Н. Черемкину, ГКУ «Центр поддержки предпринимательства РС(Я)» Н. А. Оконешниковой, которые помогают в субсидировании для покупки муки и оборудования.
Семейный бизнес процветает, но с каким трудом, можно только догадываться. Чтобы продукция с утра была выставлена на прилавке, Туйаара с 22 часов вечера начинает месить тесто, и до конца выпечки до 6 ч. утра она на ногах. Потом немножко отдохнув, начинается работа в магазине, и так до конца рабочего дня. Благо, дети и муж помогают ей во всем. Выходной у нее только воскресенье. Потом опять начинается недельная гонка. Да, собственная мини-пекарня может быть достаточно рентабельным и востребованным предприятием, ведь ее преимущества очевидны. Выпечка все время свежая потому, что печется часто, но маленькими порциями. Хлеб выпекается в день в среднем по 200 штук, это по сезонам тоже может увеличиться, летом сенокосчики заранее покупают по заявкам. А вот те, кто постоянно покупают тут хлеб, стараются брать его у Варламовых, у которого он, по их мнению, самый вкусный. По словам Туйаары, они несколько раз пытались разнообразить продукцию, но этим делом они нечасто занимаются. Вместе с хлебом на ура идут все лепешки-караваи.
Вот такие наши герои: самоотверженные, современные женщины села. При планомерной организации производства, правильном построении и подходу к потребителю, бизнес может приносить обоюдное удовлетворение как потребителю, так и его владельцу.

Источник: Мира Старкова