Новости
«Объединяйся!»: как в Якутию пришла кооперация
22 октября 2018

В начале ХХ века кооперативное движение объединило всю Якутию. Местные кооператоры строили школы, выдавали кредиты и покупали целые пароходства для завоза грузов в отдаленные районы.

Кроме того, много лет подряд потребкооперацию Якутии возглавляли самые прогрессивные представители народа саха. Неудивительно, что кооперативное движение снискало огромную популярность среди жителей республики. Но обо всем по порядку.

Брать инициативу на себя

История зарождения первых кооперативных организаций Якутии кор­нями уходит в далекий 1883 год: как свидетельствуют архивные документы, именно тогда в крае появилась первая ссудная касса. Местные жители с огромным вниманием отнеслись к новому делу. Наиболь­шую активность проявили крестьяне-почтовосодержатели из Олекминского округа, которые уже к 1890 году открыли 20 ссудных касс.

Несмотря на то, что якутский губернатор нашел учреждение ссудных касс «вполне соответствующим назначению капитала», царские вла­сти не допускали и мысли об их самостоятельности — за работой отделений надзирали окружные полицейские управления.

Вторым шагом на пути развития сельской кооперации в Якутии стало открытие потребительских лавок, первые из которых появились в 1901 году в Чекурской волости Олекминского округа. В отличие от ссудных касс, потребительские лавки могли бы считаться настоящими коо­перативами, ибо «предоставляли крестьянам больше самодеятельности», но и они находились под бдительным оком полиции.

К.О.Гаврилов

Дальнейшее развитие потребительской кооперации в России, Сибири и Якутии, как отмечают историки, «шло вопреки желанию царских властей». В мар­те 1908 года Центральный комитет РСДРП в своей резолюции «О кооперативах» обязал членов партии принимать активное участие в работе действующих кооперативов и брать на себя инициативу в создании новых.

В 1913 году в Якутске было создано городское потребительское общество «Экономия», организатором которого выступил выходец из Мегино-Кангаласского улуса Кузьма Осипович Гаврилов, ставший впоследствии видным общественным и культурным деятелем. Работа общества показала пример объединения и дала толчок дальнейшему развитию кооперации в области.

«Прогресс», «Новое время» и «Пробуждение»

16 марта 1914 года газе­та «Якутская окраина» опубликовала большую статью о кооперации. В ней отмечалось, что «вся инородческая беднота находится в кабале у тойонов, и, чтобы под­нять благосостояние населения, надо, прежде всего, ликвидировать это зло. Распространение кооперативов и кредитных това­риществ среди якутского населения — ближайшая задача момента, и все честные люди, желающие действительно помочь народу, должны помогать этому делу. Нам ка­жется, что проводником идеи кооперации среди населения должна быть близко стоящая к населению интеллигенция: учителя, фельдшера, врачи, священники и грамотные якуты». Кооперация позиционировалась как «эффективный способ борьбы с экономическими трудностями» и «важное средство борьбы с бедностью».

Первые потребобще­ства стремились, чтобы их пайщики получали товары «из первых рук». «Кооператоры не только избавляют нас от посредников, но и дают возможность получать продукты первой свежести, а товар — прочный и наилучший, — отмечал известный ученый-историк Гавриил Васильевич Ксенофонтов. — Потребобщества создают библиотеки, устраивают курсы, даже школы, распространяют печатные из­дания и др.».

Массовое развитие кооперативного движения пришлось на 1914-1917 годы. Так, по данным на июнь 1917 года в крае активно работали 33 кооператива: 4 — в Западно-Кангаласском улусе, 6 — в Якутском округе, 1 — в Таттинском улусе, 7 — в Восточно-Кангаласском улусе, 2 — в Ботурусском улусе, 4 — в Вилюйском округе, 2 — в Олекминском округе, 2 — в Амгинском улусе, 1 — в Моронском наслеге и по одному в Борогонской и Бологурской волостях. В названиях этих кооперативов отразилось то, во имя чего они были созданы: «Помощь», «Взаимопомощь», «Свобода», «Прогресс», «Единение», «Новое время», «Объединитель» и «Пробуж­дение».

Чтоб не пропасть поодиночке

Идея объединения якутских кооперативных организаций «витала в воздухе». В августе 1918 года, когда Якутию захлестнула волна контрреволюции, 67 работавших на тот момент кооперати­вов реши­ли объединить усилия.

Временное падение Советской власти, разгул колчаковщины и пере­ход власти к контрреволюционному Областному совету — в такой сложной политической и экономической обстановке проходила организация Якутского объединения кооперативов «Холбос», в переводе с якутского — «объединяйся».

Изначально «Холбос» возник как объединение кооперативов Якутского уезда, а дата открытия первого съезда — 4 декабря 1918 года — официально считается днем образования Якутского республиканского союза потребительских обществ «Холбос». На этом историческом съезде, в работе которого приняли участие 38 делегатов, в том числе энтузиасты якутской кооперации К.О. Гаврилов, А.Л. Бахсыров, Е.Е. Обутова, Г.Ф. Андреев, Н.Е. Афанасьев, И.И. Козлов и дру­гие, был утвержден устав, избраны члены правления, Совета союза и ревизионной комиссии.

Энтузиасты якутской кооперации И.И.Козлов, А.Л.Бахсыров, Е.Е.Обутова и Г.Ф.Андреев

Первым председателем правления «Холбоса» был избран К.О. Гаврилов, его заместителем – А.Л. Бахсыров. Несколько лет спустя, в январе 1923 года, Андрей Лаврентьевич станет первым народным комиссаром торговли и про­мышленности ЯАССР.

Через год к «Холбосу» присоединились «Вилсоюз» и «Олекминское объединение кооперативов», которые ранее действовали самостоятельно. Якутскому областному союзу кооперативов предстояло в чрезвычайно сложных условиях выполнить важную роль, которую возложил на кооперацию Со­вет Народных Комиссаров — взять на себя торговое обслуживание населения.

Продукты распределялись по указаниям органов Советской власти. Помимо торговли, потребкооперативы привлекались к производству, переработке и заготовке продуктов. В условиях разрухи, интервенции и гражданской войны учет и контроль за производством и потреблением продуктов имели решающее значение.

Покупать  так пароходство!

Именно закупка товаров, как свидетельствуют исторические факты, была для местных кооператоров наиболее острой проблемой. Несколько последних лет, когда власть в области захватили контрреволюционные силы, Якутия не получала продуктов и промтоваров первой необходимости. Предметы вывоза — пушнина, мамонтовая кость — остались нереализованными. Сельское хозяйство области было практически парализовано, свирепствовали голод и болезни.

Якутские кооператоры хотели облегчить участь людей и активно искали пути выхода из сложившейся ситуации. Было решено приобрести 50 акций Московского народного банка и просить банк открыть кредит в 500 тысяч рублей. На полученные деньги были закуплены мануфактура, дабы «одеть обносившееся за последние годы население в прочные и дешевые ткани», а также различные сельскохозяйственные машины и оборудование.

Первые шаги «Холбоса» не могли не найти отклика в сердцах людей. В прямом смысле слова «лучом света в темном царстве» стали для жителей якутских сел культурные ячейки и библиотеки, которые открывали кооператоры, их просветительская деятельность и борьба с неграмотностью. Поэтому неудивительно, что число кооперативов постоянно росло.

Летом 1919 года главной задачей стало укрепление материально-технической базы «Холбоса», без чего «утолить товарный голод» было нельзя. И если России «пароход подарила», как известно, Америка, то якутские кооператоры ку­пили его сами. И не один, а целое пароходство купцов Коковина и Басова — 3 железные баржи и пароход «Михаил». Эта покупка «потянула» на 300 тысяч рублей и позволила обществу организовать завоз грузов из-за пределов Якутии.

Кроме того, в 1919 году «Холбос» открыл постоянную контору в Иркутске, сотрудники которой организовали строительство карбазов для завоза товаров в Якутию. Как следует из материалов Националь­ного архива РС (Я), «завоз товаров в навигацию 1919 года укрепил торговую деятельность «Холбоса» и нанес серьезный удар по частным торговцам».

Впечатляли и цифры закупочной деятельности союза. Всего за год было при­обретено мануфактуры на 400 тысяч рублей в счет кредита, еще на 245 тысяч — мануфактуры, шпагата, олеонафта и табака, на 100 тысяч — табака, на 49 тысяч — спичек и на 40 тысяч — мыла. В списке товаров, пользующих­ся спросом, значились также нитки, чернила, штемпельная краска, литовки (длинные косы с двумя ручками — авт.) и фарфоровые чашки.

Кредиты под… «мягкое золото»

Без преувеличения стратегическим сырьем для «Холбоса» стала пушнина. Под «мягкое зо­лото» без проблем давали кредиты, отпускали столь необходимые сельскому хозяйству Якутии орудия труда. Так, в 1919 году авансом под поставки пушни­ны «Холбос» получил из Новониколаевска (ныне Новосибирска), Иркутска и с Урала сельскохозяйственные машины и орудия, в том числе 50 тысяч кос, на более чем 4 миллиона рублей.

Чтобы отвоевать мехо­вой рынок, решено было «развивать пушные операции на Севере для борьбы со спекулянтами, куп­цами и их агентами». «Холбос» открыл свои кооперативные фактории в Колымском и Верхоянском округах. Потребительское общество было организовано и в далеком Нижнеколымске: оно быстро встало на ноги и обладало довольно солидным капиталом — более 50 тысяч рублей. Мест­ная газета отмечала, что «потребобществу принадлежит широкое будущее, если только не похоронят его местные попы, вошедшие в тесную связь с торговцами-частниками, привыкшими здесь хозяйствовать неограниченно».

Надо отметить, что областные газеты выступали за организацию кооперативного сбора и сбыта пушнины: «Необходимо именно в этот пере­ходный момент обратить самое серьезное внимание на пушной промысел в Якутской области, иначе момент будет упущен, и опять инородца будет сосать бесчисленное множество скупщиков-посредников, неизбежно толкая его на путь голода и вымирания».

А 30 января 1919 года кооператоры получили карт-бланш — постановлением Высшего Совета Народного Хозяйства (ВСНХ) была введена государственная монополия на пушнину.  Заготавливать «мягкое золото» от имени государства было разрешено только потребкооперации.

Из Омска до Якутска за 1,5 месяца

В декабре 1919 года, после окончательного разгрома колчаковщины, якутских кооператоров ждали перемены. У них появился «начальник» — Продотдел Якутского военно-революционного штаба Красной Армии, которому было передано «продовольственное дело». «Холбос» становится заготовительной и распределительной организацией в масштабе области, а потребобщество «Экономия» взяло на себя функции снабжения жителей Якутска.

Первым продовольственным комиссаром области стал один из организаторов Советской власти в Якутии Кузьма Егорович Андреевич — соратник М.К. Аммосова и П.А. Ойунского.

Представители коопера­тивных организаций Якутии признали Продотдел руководящим и контролирующим органом власти. Это доверие отдел оправдал, особенно в марте 1920 года, когда над Якутском нависла угроза голода. Благодаря оперативным и энергичным действиям Продотдела и потребобщества «Экономия» горожане получали продукты и товары по карточкам. Этот кооператив открыл в столице республики пекарню, 3 новых магазина, несколько лавок и столовую.

С последней связан любопытный факт: общественное питание не сразу получило признание жителей Якутска. Большинство предпочитало брать продукты сухим пайком. Встал даже вопрос о закрытии столовой, но со време­нем горожане привыкли и по достоинству оценили все преимущества горячих обедов.

Серьезным «тормозом» в работе были, впрочем, как и сегодня, сложная транспортная схема Якутии и большая удаленность области от центральных регионов России. К примеру, что­бы добраться в летний период из Омска до Якутска, требовалось… 1,5 месяца! Масла в огонь подливали дефицит и неустойчивость денежных знаков, из-за которых «наем транспорта мог осуществляться только за счет различных товаров».

Но, несмотря на все трудности, система потребкооперации Якутии росла и развивалась. К концу 1921 года в ее состав входили 78 потребительских обществ и 44 тысячи пайщиков. Потребсоюз «Холбос», кроме центральной конторы в Якутске, имел 5 отделений в Олекминске, Вилюйске, Нюрбе, Булуне и Колымске, 8 факторий (две в Якут­ском, две в Колымском, три в Верхоянском и одну в Олекминском уездах), 6 агентур (три в Олекминском и по одной в Вилюйском, Верхоянском и Якутском уездах). В состав «Холбоса» входили транспортная контора и 72 потребительских общества — 52 в Якутском, 12 в Олекминском и 8 в Вилюйском уездах.

Снабжение населения даже самых отдаленных уголков республики стало налаживаться.

Продолжение следует…

По материалам книги «Будущее создается сегодня»

подготовила Нинель ГУСЕВА

Фото из книги «Будущее создается сегодня» и с сайта statehistory.ru