8-800-100-58-80

Новости
Опубликованы основные выводы Российского инвестиционного форума
12 апреля 2018

Материал, подготовленный информационным партнером проекта ТАСС, опубликован на официальном сайте Форума. Таким образом, пользователи получили возможность в доступной и лаконичной форме узнать об основных тезисах, выдвинутых докладчиками в ходе Форума.

Дискуссии Российского информационного форума были посвящены трем основным темам: стимулированию развития бизнеса, улучшению качества жизни и совершенствованию управления. Документ содержит описание обсуждаемых тем, актуальные проблемы и пути их решения.

Информационно-аналитическая система «Росконгресс» была впервые представлена на Российском инвестиционном форуме 13 февраля 2018 года. Сегодня интерактивная библиотека знаний включает описание 734 сессий по 153 темам повестки развития страны, обсуждаемым на мероприятиях Фонда «Росконгресс», а также сведения о 3730 спикерах и экспертах.

Удобная система поиска позволяет быстро найти необходимую информацию и сделать подборку по интересующим направлениям. Для более удобной навигации пользователь может искать по ключевым разделам портала — «Новости», «Мероприятия», «Аналитика», «Участники», «Темы». Лента новостей на портале включает главные события, анонсы деловых и культурно-спортивных программ форумов Фонда «Росконгресс».

Выводы Российского инвестиционного форума — 2018по результатам публичных дискуссий в рамках программы Форума[1]

Российская экономика стабилизировалась, она стала менее зависимой от внешних шоков и цен на сырье, отметил на Российском инвестиционном форуме в Сочи Председатель Правительства РФ Дмитрий Медведев. Финансовая система устойчива, динамика ВВП вышла в плюс, инфляция низкая и не выходит за установленные рамки, тарифная политика прозрачна и предсказуема, бюджет сбалансирован, начинается накопление средств в суверенном фонде. Теперь задача — обеспечить условия для развития экономики. И в ее решении федеральный центр и регионы должны действовать сообща. Дискуссии на Форуме были посвящены трем важнейшим составляющим этой работы: стимулированию развития бизнеса, улучшению качества жизни и совершенствованию управления.

РАЗВИТИЕ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Качество инфраструктуры — не просто ключевое условие для развития российской экономики, но вопрос существования страны, признали участники Форума.

ПРОБЛЕМЫ

Главная проблема для развития инфраструктуры — нехватка средств, как у бизнеса, так и у регионов.

Регионам не хватает не только транспортной инфраструктуры. Работу бизнеса затрудняет и неразвитость банковской системы в сельской местности, у населения нет доступа к базовым банковским услугам, бизнес не может инкассировать выручку, налоговые поступления снижаются.

РЕШЕНИЯ

Инфраструктуру нужно создавать под конкретных инвесторов либо под конкретные проекты, предлагали участники Форума.

Увеличить финансирование можно за счет расширения государственно-частного партнерства, вовлечения средств негосударственных пенсионных фондов, страховых компаний, развития механизмов концессии, инфраструктурной ипотеки. Центральным элементом такой ипотеки может стать Фонд развития инфраструктуры.

Источником средств могут стать и инвестиции граждан.

РАЗВИТИЕ ПРОИЗВОДСТВА

Инвестиции в промышленность власти большинства регионов рассматривают как основной источник экономического роста.

Но требования инвесторов растут, отмечали участники Форума. Необходима разработка комплексных стратегий развития регионов, формирование понятных условий для компаний, ведущих бизнес на территории субъекта.

Одно из главных условий успешного развития — поиск регионами своих конкурентных преимуществ, специализация, сошлись во мнении участники Форума.

ПРОБЛЕМЫ

Мешает несогласованность при предоставлении господдержки, что создает ненужную конкуренцию между производствами и регионами.

Проблемы создает и региональный протекционизм: часто власти субъекта ограничивают госзакупки, инвестиционные соглашения, требуя создания в регионе производства полного цикла.

РЕШЕНИЯ

Найти конкурентные преимущества регионам поможет Стратегия пространственного развития страны до 2025 года. Разработку документа планируется завершить в этом году, сообщил Дмитрий Медведев. Стратегия позволит определить экономическую специализацию каждого субъекта РФ, расставить приоритеты в развитии, создать ориентир для властей и бизнеса в принятии решений по инвестициям, решить проблему избыточной конкуренции.

Однако участники Форума отметили, что необходимость официального закрепления специализации регионов нуждается в обсуждении. С одной стороны, нужна поддержка исторически сложившихся производств, с другой — жесткое регулирование может привести также к ограничению развития и конкуренции.

Перспективный механизм — создание кластеров, промышленных и инновационных.

В кластерах, по оценке Минэкономразвития, сейчас сосредоточена значительная часть жизнеспособного инновационного бизнеса, что позволяет оказывать поддержку со стороны институтов развития.

Нужно идти по пути создания межотраслевых, межведомственных кластеров, с полным циклом производства, считают участники Форума.

Кроме того, предлагается расширить инструментарий по поддержке инновационных кластеров.

Госдума формирует проект «Локомотивы роста», в нем планируется выделить 15—20 перспективных направлений, для которых будут проработаны механизмы поддержки.

Кластерный механизм может придать импульс и развитию сельского хозяйства. В качестве примера приводилась программа реновации льняного комплекса: построение в кластере цепочки от выращивания сырья до выпуска продукции высокого передела сделает отрасль прибыльной. Это позволит внести вклад в рост экономики регионов Нечерноземья.

Бороться с протекционизмом предлагается также за счет развития межрегиональной и межгосударственной кооперации<.

Значительную роль в развитии регионов может сыграть малый и средний бизнес. По данным МЭР, сектор растет примерно на 3% в год, основной вклад вносит микробизнес. Идет работа по расширению и систематизации мер поддержки МСП.

РАЗВИТИЕ РЫНКОВ

Особое внимание участники Форума уделили мерам, которые позволят увеличить спрос на отечественную продукцию. В первую очередь, это повышение качества товаров, облегчение доступа на внешние рынки, продвижение российских брендов. Здесь основная роль отводится федеральным ведомствам и институтам развития.

Значительно расширить рынок для российского малого и среднего бизнеса может развитие электронной коммерции.

Еще одним инструментом повышения инвестпривлекательности регионов становятся конгрессы и выставки.

Туризм, в том числе деловой, может внести значительный вклад в экономику регионов. Раскрыть потенциал поможет чемпионат мира по футболу — 2018: Ростуризм ожидает около 1,5 млн туристов из-за рубежа.

РАЗВИТИЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО КАПИТАЛА

Главным фактором конкурентоспособности становится человеческий капитал, центром сосредоточения которого являются города.

Перед регионами стоит задача создания привлекательной для жизни среды.

ПРОБЛЕМЫ

Главные проблемы — нехватка инвестиций в программы регионального и муниципального развития, устаревшая инфраструктура, низкое качество госуправления, дефицит квалифицированных кадров, низкий уровень доходов населения, который препятствует формированию спроса на социальные инновации.

РЕШЕНИЯ

Переход от строительства квадратных метров к созданию комфортной городской среды и жилья. Разработка программ и проектов территориального развития, создание системы обмена опытом.

Создание постоянно действующей системы взаимодействия между властью, бизнесом и обществом.

Развитие благотворительности, волонтерства, социального предпринимательства, вовлечение в предпринимательскую среду пожилых людей и т. д.

Привлечение инвестиций в социальную сферу за счет активного использования ГЧП.

РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНИЯ

Одной из самых необходимых перемен признано внедрение проектного управления, этот процесс в регионах начался.

Как считают в Минфине, за последние два года с регионов в основном снят риск долгового кризиса, началось сокращение задолженности. Региональные власти теперь более заинтересованы в развитии собственной доходной базы.

Важнейшее условие развития экономики — стабильность законодательства, снижение административного давления на бизнес. Избавить предпринимателей от излишней административной опеки должна реформа контрольно-надзорной деятельности: главным показателем эффективности контроля станет профилактика нарушений.

ПРОБЛЕМЫ

Одной из главных проблем и федеральный центр, и регионы считают противоречие между полномочиями и финансовыми возможностями субъектов РФ. Предписанные расходы превышают имеющиеся доходы в среднем в 1,5 раза. Нынешняя система управления эту ситуацию разрешить не может и, более того, ее воспроизводит.

Дефицит современных управленцев на региональном уровне порождает несогласованность программ инфраструктурного и социального развития, тормозит привлечение в регионы инвестиций. Система госслужбы в России сохраняет свою архаичность, не отвечает задачам развития и внедрения проектного подхода к управлению, пришли к выводу участники Российского инвестиционного форума.

Есть проблемы и с внедрением цифровизации. Государство не выступает лидером этого процесса, хотя для России это ключевой фактор изменений. Одна из причин — переплетение полномочий и ответственности различных уровней власти с сохранением тенденции решать все главные вопросы в федеральном центре. Но и передать больше прав муниципальной власти пока не получается, ее нынешнее устройство недостаточно эффективно.

РЕШЕНИЯ

Необходимо закрепить принципы проектного управления на законодательном уровне, считают участники Российского инвестиционного форума. Проектный подход должен становиться более комплексным, государству следует способствовать распространению лучших практик в этой сфере.

Бюджетные проблемы представители регионов предлагают решать через внедрение модельного подхода, систематизацию полномочий всех уровней власти, создание понятной системы стимулов для увеличения налоговой базы. По их мнению, необходимо соблюдать налоговый федерализм, в частности прекратить практику устанавливать льготы по региональным и местным налогам с федерального уровня.

Федеральный центр призывает регионы увеличивать финансовую самостоятельность и лучше контролировать инициативные расходы.

Большую роль играет подготовка управленческих команд.

ЦИФРОВИЗАЦИЯ

Значительное внимание организаторы и участники Форума уделили вопросам цифровизации, ее внедрению во все сферы экономики и госуправления.

Дмитрий Медведев призвал максимально «оцифровать» взаимодействие бизнеса и государства. Это даст возможность снизить административную нагрузку на бизнес, модернизировать управление на всех уровнях власти.

Бизнес более инертен в применении цифровых технологий. Лидерами здесь выступают крупные компании: Сбербанк, Росатом, Роснефть. Но постепенно интерес к цифровизации растет.

Умение работать с большими данными создает новые возможности для маркетинга.

Цифровые технологии создают новые возможности для привлечения инвестиций, особенно в МСП.

По планам правительства, нормативная база цифровизации будет готова в течение двух ближайших лет.

Участники Российского инвестиционного форума сошлись на том, что ее необходимо готовить вместе с бизнесом. Властям следует сокращать бюрократические издержки и создавать удобные цифровые платформы, учитывать различную степень готовности регионов к переходу в цифру, поддерживать развитие IT-отрасли.

Обсуждался и вопрос влияния цифровизации экономики на рынок труда. Эксперты подчеркнули растущую потребность компаний в специалистах с дополнительными навыками в сфере IT и Big Data и отметили, что страхи по поводу вытеснения ручного труда из экономики и массового высвобождения рабочей силы

Источник: http://expert.ru/