Новости
Опыт регионов. Бухгалтер оставил работу, чтобы выращивать шампиньоны для уфимцев
11 мая 2018

Городские бухгалтеры Денис и Наталья Сергеевы год назад решили заняться грибным бизнесом, но, чтобы получить господдержку, им пришлось писать письмо президенту России и встретиться с Рустэмом Хамитовым

Ежегодно Россия импортирует порядка 125 тыс. тонн грибов, а общий рынок потребления – порядка 135 тыс. тонн грибов. Более 90% грибов, потребляемых в России – импортные. Ежегодно российские компании тратят порядка 1 млрд долларов на закупку этой продукции.

Башкирия пока не входит в число регионов, где выращиванию грибов оказывают господдержку на региональном уровне, да и количество предпринимателей, которые занимаются этим видом бизнеса, не превышает одного десятка.

Год назад уфимцы Денис и Наталья Сергеевы начали заниматься выращиванием шампиньонов. Взяли в аренду здание бывшего коровника в Уфимском районе и довели за несколько месяцев работы объём производства до 1,2 тонны грибов в месяц. У супругов есть планы по дальнейшему расширению бизнеса, но для этого требуется около 6 млн рублей. О том, как Сергеевым удалось встретиться с главой Башкирии, почему производители грибов не могут получить господдержку, сколько стоит только что срезанный шампиньон, РБК-Уфа поинтересовался у главы семейного бизнеса Дениса Сергеева.

— Как у вас появилась идея заняться грибами?

Одна знакомая, с которой мы работали на сельхозпредприятии, начала заниматься выращиванием грибов, но у нее появились проблемы с доставкой. Она предложила заняться этим мне. Я подумал, провели дома семейный совет, и решились. Нашел помещение заброшенной фермы в Таптыково Уфимского района, потихоньку оборудовал его, и начал завозить компост. К нам присоединился еще один предприниматель из Стерлитамака.

— С какими проблемами на первоначальном этапе пришлось столкнуться?

— Главная проблема – финансовая. Сперва конечно вложения небольшие, но для того, чтобы дальше развивать свое дело, нужны финансы, кредиты. После нового года обратились в Минсельхоз Башкирии, но помощи и поддержки мы не получили, так как сельхозтоваропроизводители по грибам не входят в перечень тех, кто может получить господдержку. Нам посоветовали обратиться в банк. Но поход в банк, где открыт наш расчетный счет, тоже не привел к положительному результату. Получили отказ, потому что по нынешним условиям, чтобы получить кредит, бизнес должен существовать не менее года. 5 февраля решили написать письмо президенту России Владимиру Путину и одновременно главе Башкирии Рустэму Хамитову. Рустэм Закиевич отреагировал очень быстро. 6 февраля он лично позвонил моей супруге, они пообщались по телефону, он дал поручения, и дело немного сдвинулось с мертвой точки. Потом нас пригласили на личный прием к главе Башкирии, который после разговора с нами дал поручение министру сельского хозяйства как-то помочь нам в получении финансов для дальнейшего развития нашего бизнеса. После встречи с Хамитовым появилась надежда, мы побывали также у министра Ильшата Фазрахманова. Но грант, который выделяется на поддержку производителей сельхозпродукции, мы получить не можем, так как являемся городскими жителями, а его дают только сельчанам.

— Вы производите сельхозпродукцию, но помощь от государства вы получить не можете, выглядит это нелогично.

— К сожалению, таков закон и таковы правила. Министр при мне звонил в Россельхозбанк и попросил внимательно рассмотреть нашу просьбу. С нашей стороны, есть большое желание дальше развивать наш бизнес, но нехватка собственных денег и невозможность получить субсидии или кредиты нас сильно тормозит. Мы хотим сами производить компост, чтобы не возить его с Украины или Тульской области, откуда мы его возим сейчас. Своего производства компоста в Башкирии до сих пор нет. Мне это кажется даже немного странным.

— Производство компоста невыгодно или просто этим некому этим заняться?

— У нас Авдонской птицефабрике некуда вывести куриный помет, который используется в компосте, у сельчан очень много соломы. У меня даже министр спрашивал, почему нет желающих производить компост. Вся загвоздка в инвесторах, это пока никому неинтересно, хотя это очень выгодный бизнес. Потребность в нем очень большая и в других регионах России. И всем производителям грибов у наших соседей было бы выгодно покупать компост башкирского производства, а не украинского. Грибной бизнес особенно выгоден при создании собственного компостного цеха, тогда рентабельность может достигнуть 150%. При работе на покупном компосте она составляет 45−50%

Практически все производство грибов завязано на компосте. Подготовка субстрата, например, для шампиньонов, — это цепочка выверенных процедур. Сначала в определенных пропорциях готовится смесь из соломы, навоза и мела, причем свойства каждого ингредиента чрезвычайно важны. Специалисты ратуют за птичий помет, но говорят, что можно использовать коровий и конский навоз. Главное, чтобы он был качественным: примесь древесных стружек, используемых в качестве подстилки для птиц и животных, сразу снизит урожайность шампиньонов, так как смолистые вещества отрицательно влияют на их рост.

А куда поставляете выращенные грибы, по какой цене их у вас покупают?

— Шампиньоны мы, в основном, поставляем в уфимские рестораны, все, что остается, сдаем на Кировский рынок – оптовикам. В новый год наша цена была 200 рублей за кг, сейчас порядка 140-160 рублей за опт. В сетях цена доходит до 240 рублей. Но цену окончательную накручивают не только сети. Понятно, что нужно убирать ряд звеньев в этой цепочке.

— Чтобы попасть в торговые сети, вашим грибам нужна упаковка и соответствие их требованиям?

— Проблема не в упаковке, все заключается в наличии необходимых объемов. Спрос на грибы колоссальный, но пока я не вижу смысла поставки нашей продукции в магазины, так как нет возможности выращивать шампиньоны в необходимых для торговых сетей объемах. Линию для фасовки мы планируем приобрести, когда пойдут нужные объемы.

— Процесс выращивания грибов, сколько он занимает дней?

— После того, как мы завозим компост, шампиньоны растут в течение 35 дней, после этого месяц уходит на сборку урожая. Срок годности компоста – 65 дней.

— В среднем сколько вы собираете грибов? Какова урожайность?

— Получается 1,2-1,5 тонны шампиньонов за один цикл. Это крайне мало для нашего рынка, в Башкирию завозится очень много грибов из Самары, Белоруссии, Подмосковья, Польши. Еще раз повторюсь, потребность в грибах очень большая. Например, только через один Гурьевский рынок ежемесячно продается 30 тонн грибов. Это всего лишь мелкий опт. Об объемах, которые проходят ежедневно через федеральные и региональные торговые сети, остается только догадываться. Так что выращивание грибов в Башкирии – это благодатная почва.

— Шампиньон, выращенный в Башкирии или, например, Самарской области, чем-то отличается от импортного?

— Не сочтите меня человеком, который ратует за свои выращенные грибы. На мой взгляд, и по мнению руководителей заведений общепита, куда мы поставляем наши шампиньоны, могу сказать, что наши и свежее, и вкуснее. Представьте себе, чтобы из Польши привезти грибы, нужно не менее 14 дней. Срок хранения грибов ограничен примерно двумя неделями. Понятно, что грибы прошли заморозку и считать их свежими уже нельзя. А наши шампиньоны я утром срезаю, вечером их уже едят посетители ресторанов или кафе, или люди у себя дома, купив на рынке. Наши грибы более плотные, крупные, ароматные и мясистые, в отличие от привозных, которые могут терять в своем весе.

— Если проанализировать грибной рынок, сколько производителей работает сегодня на нем в Башкирии?

— Самым крупным предприятием в республике является «Туймазы гриб». Остальные мелкие производители, такие как мы. Есть грибники в Бирске и Стерлитамаке.

— Я как понимаю, это у вас семейный бизнес?

— Да, моя супруга в основном занимается бухгалтерией, отчетностью. У нас есть еще один работник, который помогает мне непосредственно на производстве?

— Можете сказать, что ваш бизнес прибыльный и он вам приносит стабильный доход?

— В минсельхозе считают, что у нас высокодоходный бизнес, это, конечно, не совсем так. В структуре издержек немалую долю, кроме покупки компоста, составляют расходы на электроэнергию, причем летом они существенно повышаются, так как почву необходимо постоянно охлаждать. В целом при 100 рублях цены товара, 60-70 рублей составляют затраты на производство, и то, если все идет хорошо. Прибыли хватает на закупку компоста и на обеспечение нашей семьи. Не могу сказать, что мы нуждаемся. Но хочется развития. Рядом с нашим зданием бывшей фермы, которое у нас в аренде, есть еще одно такое же заброшенное строение. Но его в аренду мне уже не дают, а выкупить у нас не хватает оборотных средств. Кредит на покупку здания в банке мы получить не можем.

— Получается, все разговоры о поддержке малого бизнеса упираются в чиновников или в законы?

— После всех походов по инстанциям, ведомствам и банкам мы и были вынуждены обратиться с письмом к главе Башкирии. Это уже была безвыходная ситуация. Суть же нашего письма заключалась не в том, что, мол, дайте нам денег. Мы просили внимательно на нашем примере рассмотреть, почему с таким трудом пробивают себе дорогу предприниматели. На бумаге все выглядит хорошо, а на деле – просто кошмар.

— Какие цели вы ставите с супругой перед собой, у вашей семейной фирмы есть бизнес-план?

— Основная цель – 40 тонн грибов в год, хотя я считаю, что эта цифра тоже мала, но пока надо быть реалистами. Денег, полученных с этих объемов, будет хватать на расширение производства, на новые теплицы и камеры для выращивания грибов, тем более мы хотим заняться и вешенкой. Мы оба с супругой – бухгалтеры, но 8 лет проработали на сельхозпредприятии и там получили навыки аграрного производства. После школы я хотел поступать в аграрный университет, выучиться на агронома, но не поступил. Так сложилась судьба, что через 10 лет я вновь вернулся к земле, притянула она меня обратно.

— Вы все-таки надеетесь, что вам удастся переломить ситуацию, и вы найдете и финансы, и господдержку получите?

— Самое главное, чтобы было желание дальше развиваться. Работа должна приносить удовольствие, понятно, что она пока идет в таком постоянном режиме, почти без выходных. Главное, не опускать руки, нам нравится эта работа. Нам и Рустэм Закиевич в беседе сказал, чтобы мы не сидели, а ходили, добивались своего. Радует, что и дети приучаются к труду. Старший сын, ему исполняется 9 лет, уже пытается помогать нам, ему это интересно. Младшему сыну только годик будет, но надеюсь, и он по мере взросления будет проявлять интерес к нашему семейному бизнесу. Каждый день все равно приносит нам новые возможности, и мы обязательно еще заявим о себе в полный голос.

Источник: https://ufa.rbc.ru/