Новости
Особенности господдержки женского предпринимательства
21 мая 2021

Заместитель директора Департамента инвестиционной политики и развития малого и среднего предпринимательства Минэкономразвития России Олеся Тетерина рассказала об особенностях поддержки женского предпринимательства в интервью «РГ».

– Олеся Анатольевна, о поддержке женского предпринимательства говорят давно. В чём отличие сегодняшней работы от предыдущей?

– Действительно, приоритетное внимание женскому бизнесу Минэкономразвития России уделяет давно. Системная же работа началась с 2019 года в рамках нацпроекта «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы». Для женщин теперь организуют мастер-классы, круглые столы и бизнес-девичники для обмена опытом и для состоявшихся, и для начинающих свой путь бизнес-леди.

– Какие меры поддержки пользуются у бизнес-леди особой популярностью?

– Прежде всего, повышение доступности финансирования. На втором и третьем месте – меры в сфере обучения: треть предпринимательниц испытывают потребности в личностном развитии.

Чтобы отвечать этому запросу, программа «Развитие женского предпринимательства» включает финансовые услуги – кредитные, гарантийные, лизинговые. А также оказывает консультационную и образовательную поддержку, помощь в создании и модернизации производств, продвижении на маркетплейсы и экспорт. Предусмотрены гранты на развитие социального предпринимательства. Наполнение этой программы регионы выбирают сами, учитывая запрос женской аудитории и региональную специфику.

– На что могут рассчитывать женщины в центре «Мой бизнес»?

– В центрах проходят различные образовательные программы: «Женское предпринимательство», «Женский бизнес. Бизнес-девичник. Хочу, могу, делаю», «Академия женского бизнеса», «Женское дело», «Мама-предприниматель» и много других. Также специалисты центров консультируют по правовым, финансовым, налоговым, бухгалтерским вопросам, помогут подобрать меру поддержки: льготный кредит, микрозайм, расскажут про грантовые программы.

– По мнению экспертов, одной из самых популярных образовательных программ является «Мама-предприниматель». Почему?

– Эта программа разработана специально для женщин, находящихся в декретном отпуске, матерей несовершеннолетних детей, а также женщин, находящихся на учёте в службе занятости. И главное, она направлена на помощь в создании собственного дела и воплощении в жизнь бизнес-идеи, реализовать которую не удавалось в одиночку. И поэтому, полагаю, она и популярна.

С 2016 по 2020 год по этой программе в 64 регионах проведено около 200 тренингов, участницами которых стали более 5000 женщин – начинающих предпринимателей.

– В одной из навязчивых реклам звучит фраза: «С деньгами всё можно, вы бы попробовали без денег…»

– Знаете, многие исследования показывают, что в России компании, учреждённые женщинами, более успешны на стадии выживания, по сравнению с компаниями мужчин. Поэтому они в приоритетном порядке могут воспользоваться льготным кредитованием.

Например, получить микрозайм по льготной ставке в региональных государственных микрофинансовых организациях. Для них ставка составляет не более ключевой ставки Банка России, сейчас это 5%. А если они занимаются социальным бизнесом, то для них микрозайм будет по ставке от ключевой.

По нашим оценкам, в 2020 году женщинам-предпринимательницам предоставлено примерно 10 тыс. льготных микрозаймов на сумму около 20 млрд рублей. А в этом году мы запустили новую меру – гранты на развитие социального бизнеса в размере до 500 тыс. рублей, а для арктической зоны эта сумма составляет 1 млн рублей. Причём государство готово компенсировать 50% затрат на реализацию бизнес-проекта.

– Какие направления в бизнесе чаще всего выбирают женщины?

– Те, которые создают для них возможности самореализации: консалтинг, реклама и маркетинг, индустрия красоты, туризм, репетиторство, дизайн интерьеров и пошив одежды. В социальной сфере это уход за детьми, пожилыми людьми, психологическая помощь. По нашим данным, женщин здесь в 1,5 раза больше, чем в другом бизнесе.

– Не начнётся ли разрушаться бизнес женщин в коронавирусное время?

– Пандемия их не испугала. 93% женщин планируют развивать своё дело, причём 39% из них считают, что смогут полностью восстановить утраченные позиции в достаточно короткие сроки: от трёх месяцев до года. Это показало исследование наших партнёров. А оценивая перспективы, 59% женщин надеются на сохранение объёмов бизнеса, а 29% – на их увеличение. Вот такие наши бизнес-леди!