Новости
Проверяющим ведомствам надо написать новые законы, заявили в правительстве
29 марта 2019

Требования контролирующих и надзорных ведомств к предприятиям в России по предложению премьер-министра Дмитрия Медведева к февралю 2020 года подвергнутся «регуляторной гильотине»: существующие требования, которые не будут специально одобрены или изменены, утратят силу, а проверки будут проводиться по новым правилам.

Амбициозная задача реформировать систему контроля и надзора в России была поставлена перед Юрием Любимовым вскоре после его назначения заместителем руководителя аппарата правительства. Его команде предстоит отменить тысячи устаревших актов и настроить новое регулирование фактически с нуля. В интервью РИА Новости Любимов раскрыл подробности этой работы, рассказал, какие цели преследует реформа и каков будет ее результат.

«Мы сейчас предложили коллегам из контролирующих ведомств и деловому сообществу систему пятиступенчатого теста, который ведомство может применить, чтобы понять, как должна выглядеть система регулирования. Во-первых, ведомство должно понять, какие объекты оно в принципе должно контролировать. Как показывает наш анализ, у большинства контролеров избыточное количество объектов, то есть что-то не нужно контролировать в принципе», — рассказал Любимов.

Он отметил, что следующий этап — это определить те риски, «с которыми мы боремся, то есть контролер должен задать себе вопрос: «Зачем я прихожу на этот объект? Что я хочу там увидеть? На что я должен обратить внимание?». «Контролер должен обращать внимание прежде всего на риски смерти или телесного повреждения, а также смотреть, чтобы не произошел серьезный материальный ущерб. Если этих рисков нет, нечего там делать контролеру. Думаю, что на стадии утверждения тех рисков, которые контролер должен проверять, у нас должен существенно сократиться объем регулирования», — указал Любимов.
По его словам, третий этап — это выбор оптимального способа управления риском. «Например, у контролеров есть «лицензионная болезнь» — как только где-то происходит какая-то проблема, сразу звучат голоса о том, что нам надо лицензировать выход в эту сферу. Это в подавляющем большинстве случаев не только не полезная мера, она вредная. Она отнимает ресурсы, при этом не обеспечивая никакого роста безопасности, снижения травматизма. В ряде случаев мы можем отказаться от текущего или внепланового контроля, можем заменить этот вид воздействия на повышение ответственности, на страхование риска или на какой-то иной способ передачи риска в управление», — указал замруководителя аппарата правительства.
Как он рассказал, четвертый этап — определить, какие необходимо установить обязательные требования для того, чтобы риск реально снижался. «Приведу пример. Уже после введения «гильотины» было объявлено о внедрении нового вида лицензирования – заказной перевозки автобусами. Я полагаю, что при очевидном объекте регулирования и очевидных рисках такая форма управления этим риском, как лицензирование, не только не решает эту проблему, но может ее даже усугубить. Всем понятно, по каким причинам происходят аварии. Чтобы уменьшить смертность и травматизм, нужно работать по этим рискам, а не абстрактно зажимать отрасль и отнимать у нее денежные средства, которые уже сегодня можно направить на безопасность», — указал Любимов.
«Пятый тест — это нормирование требований. Мы рекомендуем нашим партнерам из контрольных ведомств забыть все, что было написано до них, психологически расстаться с этим и написать новые акты, основанные на новых принципах и риск-ориентированном подходе, в котором риски подтверждены научно, на основе статистических и математических методов», — заключил он.
Источник: РИА новости