История успеха
Семейное дело Натальи Шишигиной
5 апреля 2017

Более 20 лет индивидуальный предприниматель Наталья Шишигина ведет свой бизнес в Амгинском районе. Торгово-досуговый центр «Камелот» в селе Амга три года назад открыл свои двери для жителей района.

ПЯ: С чего Вы начинали свое дело?

— В 1997 году я открыла аптечный пункт, будучи по профессии провизором, затем уже и вторую точку, спустя некоторое время. Потом стала торговать детскими товарами. Так и в течение двадцати лет и работаем.

ПЯ: Расскажите про торговый центр «Камелот». Как Вы его построили?

— «Камелот» построен в виде средневекового замка. Торговые залы у него внутри как у замка, только деревянные. Честно говоря, мы еще полностью не закончили ремонт, но в строительство этого здания было вложено много денег. Начиная с первого этажа ввели магазин одежды и детских товаров. Затем примерно через год открыли продуктовый магазин. На третий год уже открыли кафе «Красти-краббс» как в известном мультфильме «Спанч Боб». Вот так постепенно продвигаемся. В этом году должны все доделать, завершить внешний дизайн.

ПЯ: Почему именно «Красти-краббс»?

— Это идея моего сына. Торговый центр «Камелот» в виде замка тоже была его идеей. Я лично сама хотела построить что-нибудь попроще, чтобы побыстрее начать там работать, но сын мой настоял на этом. Думаю, это видение молодого человека.

ПЯ: Насколько сложно вести семейный бизнес? Какие плюсы и минусы?

— Семейный бизнес вести хорошо. К примеру, у нас отец раньше работал начальником в «Сахателекоме», в нынешнем «Ростелекоме». Сейчас он на пенсии и работает с нами. В основном, он по хозяйственной части помогает. Находит и выбирает одежду, продукты, между тем занимается бухгалтерией (смеется). Сын ездит туда-сюда по работе, и мы вместе с ним занимаемся делами торгового центра.

ПЯ: В чём по Вашему мнению заключается залог успешного бизнеса? С предпринимательской точки зрения.

— Отношение к людям, наверное. А когда создавали «Камелот», я знала, что такой большой прибыли не будет. Я не воспринимала это как средство для получения денег, а как место, где дети смогут отдохнуть, отметить день рождения, место, где люди смогут собираться и проводить время. Захотелось привнести что-то хорошее в жизнь района.

ПЯ: У вас, к примеру, маленькое население. Насколько рискованным вы считает свой бизнес?

— Очень рискованный. Сейчас, тем более, во время кризиса, мы в основном работаем на расход, прибыли почти нет. Но это, надеюсь, только в данное время так.

ПЯ: И Вы на такой риск пошли?

— Да, конечно, пошли, что делать. Мы — то начали незадолго до наступления кризиса, потом он случился. И это прослеживается в платёжеспособности населения. Да и сейчас у всех кредиты, не то что в старые времена. Не только у нас так, а по всей России.

ПЯ: А как справляетесь с кризисом?

— Я как работала, так и продолжаю работать, хотя знаю, что прибыли нет, но всё равно работаю. Построив такое большое здание, куда денешься (смеется). Всё равно, хоть как-то оно должно работать. Да и дети день рождения отмечают здесь, организации приходят, свои праздники проводят.

ПЯ: А где обычно закупаете товары? Насколько дорога транспортировка?

— Сейчас намного проще. Всё через интернет можно заказать. Сейчас проще ещё и с появлением сотовой связи. Можно ехать в машине и по пути всё заказывать. В последнее время покупать таким образом товары гораздо легче и удобней. Вся продукция видна в каталоге. Это раньше приходилось постоянно ездить и добираться до магазинов и всё самим смотреть, проверять, выбирать. Так что сейчас работаем через интернет, оформляем там заказы. Конечно, по мелочам можно сходить и посмотреть в других местах, например, в оптовых магазинах. Кстати, теперь ведь еще электронные подписи появились, уже никакой факс не нужен. Жизнь развивается. Так что с этой точки зрения оформлять заказы стало хорошо. А раньше? Раньше мы почти каждый месяц выезжали. Сейчас уже не так.

ПЯ: Насколько трудно быть руководителем? Какие у Вас принципы?

— Люди советской эпохи и нынешняя молодежь, конечно отличаются. И к каждому нужен свой подход. Люди старой закалки чувствуют ответственность, а вот молодежь приходится вдохновлять.

ПЯ: Как Вы относитесь к социальной ответственности бизнеса?

— Я сама, как нынче говорят — меценат. И являюсь попечителем реабилитационного центра.

ПЯ: Как часто обращаются к Вам и с чем?

— Обществу инвалидов в организации праздников обязательно помогаем. Ну или кто-то на операцию собирается — тоже стараемся оказывать помощь.

ПЯ: А какой должен быть подход к клиенту?

— Клиент всегда прав. Работникам тоже так говорю, что бы те не говорили. К примеру, если они ошибаются, перечить не надо. Конечно, бывает, когда клиенты неправильно реагируют. В последние годы покупатели стали особенно придирчивыми. Особенно в кафе. Одно и то же блюдо заказывают, один нахваливает и говорит, что очень вкусно, а другой говорит что очень плохо. Я не понимаю этого. Но может, это конкуренты так себя ведут. Не знаю. От этого настроение падает. Мы стараемся, чтобы людям было как лучше. Я не воспринимаю негативные сообщения в ватсапе, которые везде рассылают, где сразу же начинают искать плохие стороны. Я не люблю такое. Есть же такие люди, которые наоборот позитивные стороны не замечают и ищут всегда только плохое. Это меня огорчает. Но, конечно, может они иногда в чем-то и правы.

ПЯ: А как справляетесь с этим?

— Сразу же после такого сообщения, с коллективном обсуждаем «что было?», «как было?», «почему так?» Все равно, что с ними сделаешь -то? Люди же разные, каждый человек имеет свое мнение. Но, конечно, большинство уходят довольными и радостными, особенно после праздников. Говорят, что было всё очень здорово. От таких слов настроение поднимается.

ПЯ: Получается Ваш бизнес расположен только в центре Амги? Или в соседних тоже есть…

— Нет. Только в самой Амге. Я не хочу сильно расширяться. Мне этого хватает. А сильно расширяться зачем? Это же нужно всю жизнь этому посвящать. А так семьей любим путешествовать. В год 1-2 раза обязательно ездим отдыхать. В былые времена я председателем женсовета была, а сейчас из-за работы времени уже нет, можно сказать. Сейчас являюсь членом общества «Матери России», руководителем местного клуба «Автоледи».

ПЯ: Т.е. активно участвуете в общественной жизни?

— Да. Начиная с прошлого года организовали автоклуб. Оказывается, автоклубы республики вместе празднуют ысыах. В прошлом году представители Мегино-Кангаласского улуса приезжали и посоветовали создать клуб. И мы с апреля того года открыли автоклуб женщин-водителей. Среди участников автоклуба устраивали конкурсы по вождению в рамках подготовки к ысыаху. В честь дня экологии 30 автоледи на машинах выехали на гору Короленко, где растет якутская сакура, которая широко известна в интернете. Это одно из самых живописных достопримечательностей Амги, с прекрасным видом. Вот там мы устроили субботник и убрали мусор, лежащий там с советских времен, вывезли его трактором. Мы также помогаем людям, которые попали в трудную жизненную ситуацию. Тем, кто пострадал от пожара, например, среди односельчан мы устраиваем сбор средств. Проводим различные совместные мероприятия. Сегодня у нас состоится мероприятие по подготовке к ысыаху автоклубов. В прошлом году из 12 команд мы заняли пятое место, хотя, честно говоря, мы поехали участвовать без надлежащей подготовки. Тем не менее, все прошло очень хорошо. Потом также съездили на водопад Кюрюлюр, ледник Булус. Впереди планы двинуться в путешествие, хотим поехать в сторону Байкала и Монголии.

ПЯ: Брали ли Вы от государства финансовую помощь в виде субсидий и т.д.?

— Сын, когда открывал кафе, от улуса как молодой предприниматель получил 300 тыс. руб. на открытие кафе. Я сама взяла кредит с низкой процентной ставкой в сумме около 1 000 000 рублей в Фонде развития предпринимательства.

ПЯ: И последний вопрос, вот Вы проработали 20 лет. На Ваш взгляд насколько изменилось предпринимательство за это время? Какие есть плюсы и минусы?

— Со стороны заказа товаров заметно развитие в положительную сторону. Отпуск товара уменьшился. Раньше не было всё настолько доступно. Раньше когда товар поступал, клиент уже создавал ажиотаж и сразу все раскупалось. А сейчас наоборот нужно с каждым клиентом работать, чтобы к нам приходили.

 

Беседовала Евдокия Ефимова

Есть вопрос?
Позвони 8-800-100-58-80