Новости
ЦБ и социологи обсудили проблему низкой финансовой грамотности предпринимателей
19 мая 2017

Уровень финансовой грамотности российских предпринимателей выше, чем у обычных граждан, но едва дотягивает до уровня жителей стран — участниц Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР). Многие бизнесмены не знают, что такое лизинг и факторинг, не могут рассчитать процент по кредиту и депозиту, в результате недостаточная информированность о финансовых продуктах и отсутствие сформированных навыков финансового поведения негативно сказываются на финансовой стабильности предприятий. Такие данные содержатся в исследовании аналитического центра НАФИ, подготовленном по заказу Банка России и презентованном на всероссийском конгрессе «Финансовое просвещение граждан» в корпоративном университете Банка России.

НАФИ, исследуя финансовую грамотность населения, выделяет предпринимателей в отдельную категорию. Как объясняет руководитель направления корпоративных исследований НАФИ Ольга Стасевич, бизнесмены, в отличие от обычных граждан, играют больше ролей в обществе: с одной стороны, это граждане, а с другой — руководители или собственники предприятий, участвующие в формировании экономической среды. Это исследование — первое в своем роде: уровень финансовой грамотности непосредственно бизнесменов в России никем не исследовался.

В рамках исследования НАФИ опросило 2 тыс. действующих предпринимателей и 218 потенциальных (90% респондентов — представители малого бизнеса, 10% — среднего), работающих в различных сферах экономики (торговля, услуги, обрабатывающее производство, транспорт, связь и строительство), и сравнило результаты с уровнем финансовой грамотности населения России и населения стран ОЭСР. Для оценки был использован сводный индекс.

Оказалось, что российские предприниматели грамотнее соотечественников, не занимающихся бизнесом (64 балла из 100 против 58 баллов), но находятся примерно на одном уровне с жителями стран ОЭСР (65 баллов). «Данных по уровню финансовой грамотности предпринимателей из стран ОЭСР пока нет, но мы полагаем, что он еще выше», — говорит Стасевич.

Низкий уровень знаний о финансовых продуктах и отсутствие сформированных навыков финансового поведения (например, отсутствие «подушки безопасности» и незнание того, как защитить свои права на финансовом рынке) — основная проблема российских бизнесменов. Именно в этой части респонденты получили самые низкие оценки, которые повлияли на итоговый показатель.

«Наши предприниматели сталкиваются с большими проблемами в части понимания специальных продуктов для бизнеса, например, не знают, что такое факторинг и лизинг. В части финансовой арифметики то же: не могут рассчитать проценты по кредиту и депозиту», — сетует Стасевич. Так, 70% не знают, что такое факторинг, а 57% не понимают суть лизинга. Еще 47% респондентов не могут рассчитать процент по кредиту.

Следствие недостатка таких знаний — несформированное финансовое поведение. «Тем, что я не знаю и не понимаю, я никогда не буду пользоваться», — объясняет логику мышления таких предпринимателей Стасевич. По ее мнению, недостаток знаний не дает бизнесменам возможности подходить к развитию своего предприятия с точки зрения долгосрочного планирования (по данным исследования, 77% респондентов планируют расходы максимум на год и всего 4% — более чем на год). Стасевич также указывает на то, что «население не склонно к сберегательной модели поведения, а у предприятий отсутствует «финансовая подушка» (депозитами пользуются всего 12% респондентов, а инвестиционными продуктами — лишь 4%). Это, в свою очередь, является одним из факторов финансовой нестабильности предприятия.

В исследовании подчеркивается, что микропредприятия составляют 95% от всего сегмента малого и среднего предпринимательства (МСП), при этом уровень финансовой грамотности среди них самый низкий.

Источник: http://www.banki.ru/