Новости
Уходим в онлайн: как предприниматели Якутска из разных сфер адаптировались к новым условиям
20 апреля 2020

Из-за пандемии коронавируса многие якутские предприниматели перевели бизнес в онлайн. Журналист News.Ykt.Ru поговорила с руководителями и менеджерами фитнес-клубов, магазинов, языковых центров, предприятий общепита, которые сумели адаптироваться к резко изменившимся условиям.

Людмила Баланова, руководитель студии здорового тела «Атмосфера»:

— Отток клиентов начался еще с середины марта. У меня было два выхода: отправить всех работников в отпуск или найти способ продолжить работу. Как руководитель, я не могла впасть в панику и подвести сотрудников. Было понятно, что история с вирусом затянется, поэтому мы решили перейти в онлайн.

До пандемии не было мыслей о том, чтобы запустить онлайн-тренировки как дополнительный продукт?

— Мысли об онлайн-тренировках были у меня еще в начале 2018 года, но мы постоянно откладывали реализацию этой идеи. Это ведь серьезный проект, который требует много сил, ресурсов, финансов, привлечения экспертов. Но из-за пандемии у нас не осталось выбора, пришлось включаться в новую реальность. Я удивляюсь тому, насколько быстро человек может адаптироваться к резко изменившимся условиям. Мы сделали невозможное: полностью упаковали продукт — онлайн-тренировки — за рекордные восемь дней и запустились. Еще пригласили в нашу команду четырех тренеров, ведущих специалистов из Санкт-Петербурга и Москвы. Мне бы хотелось, чтобы наши онлайн-занятия нашли отклик у людей, ведь то, что мы делаем, реально может помочь человеку сохранить здоровье на долгие годы.

Какие сложности были?

— Надо сказать, что смена формата работы далась мне непросто. Это не та тема, в которой я себя чувствую как рыба в воде, поэтому сейчас вникаю в это и учусь. На онлайн-рынке работают совсем другие инструменты маркетинга и продвижения. К тому же чувствуется, что люди устали от бесконечного инфопотока.

Как думаете, можно ли совмещать два этих формата — онлайн и офлайн?

— Важно понимать, что это два разных формата и отдельных проекта со своими особенностями и спецификой, и они не всегда дополняют друг друга. И когда ограничения снимут, мы сможем проверить, получится ли совмещать эти форматы работы и насколько это возможно.

Сейчас я думаю, что приняла правильное решение: никто не знает, когда закончится пандемия коронавируса.


Гаврил Огонеров, директор языковой школы Globus:

— Мы знали, что в других странах вводится полный карантин, ожидали, что пандемия дойдет до страны. Поэтому заранее купили оборудование — веб-камеры, микрофоны, начали разрабатывать сайт, но не успели доделать его.

17 марта власти объявили, что в городе с завтрашнего дня вводится режим самоизоляции. Утром 18 марта мы с учителями нашли платформу для проведения онлайн-занятий — Hangouts, и уже после обеда нам удалось возобновить уроки.

Как много клиентов удалось сохранить?

— Благодаря переходу в онлайн нам удалось сохранить 70% учеников. В нашей школе занимаются и дети, и взрослые, но большинство учеников — учащиеся с 1 по 11 класс.

Сокращали ли вы штат?

— Не сокращали. Все учителя работают и проводят онлайн-занятия на платформах Hangouts и Zoom. В нашей школе работает иностранец из Франции, он ведет занятия по английскому, французскому и испанскому языкам. Сейчас дистанционно занимается со школьниками из Алдана — проводит для них занятия по английскому.

Думаю, сейчас жизненно важно быть более открытыми новому. До этого мы не проводили занятия в онлайн-режиме, но сейчас видим, что благодаря этому решению нам удалось сохранить наших клиентов.


Светлана Кириллина, основатель и владелица женского фитнес-клуба Svekir:

— Переход фитнес-клуба на новый режим работы длился неделю. Постарались снять видео тренировок как можно быстрее, чтобы не оставить тренеров без работы. Для такого ускоренного перехода потребовались терпение, спокойствие и усидчивость.

Какие трудности были?

— Были сложности с гаджетами. Также из-за того, что приходилось снимать тренировки в ускоренном темпе, тренеры уставали. Мы ведь снимали видеоролики с тренировками так, чтобы было ощущение, что клиент занимается с инструктором в зале. Тренер показывает, как делать разминку, растяжку, рассказывает и демонстрирует технику выполнения упражнений.

Был отток клиентов? 

— Часть клиентов решила взять перерыв. Всего мы перевели в онлайн пять направлений, по каждому из них занимаются от 20 до 30 человек.

Что помогло во время смены формата работы?

— То, что мы и до этого проводили тренировки по некоторым направлениям в режиме онлайн, это облегчило нам работу. Сами тренеры понимают, что для меня в приоритете их здоровье и благополучие клиентов. В такое непростое время мы не можем подвергать никого опасности.

Стараемся искать в том, что сейчас происходит, позитивные моменты. Мы помогаем людям оставаться физически активными во время самоизоляции. Кроме того, я думаю, что будущее за онлайном. Онлайн-формат можно рассматривать как дополнительную среду для заработка и развития. Тем более сейчас, во время пандемии, нужно суметь не только сохранить бизнес, но и поддержать работников, чтобы они могли, несмотря ни на что, зарабатывать. И для этого нужно, чтобы предприниматель хотя бы попробовал подстроиться под нынешнюю ситуацию.


Елена Попова, владелица языкового центра I Speak English:

— Ночью 17 марта наш мэр Авксентьева Сардана Владимировна опубликовала пост о временном приостановлении деятельности учреждений дополнительного образования, и утром 18 марта наши уроки уже шли онлайн.

Как вы готовились к введению ограничительных мер?

— До этого мы следили за динамикой развития пандемии в мире и еще в конце февраля спланировали готовность к переходу на онлайн-обучение в случае распространения коронавируса в Якутске. Команда была готова к этому переходу, поэтому мы перешли в онлайн день в день, как вышел указ. Помогло, что у нас до этого уже был такой опыт и мы проводили занятия онлайн.

Как отнеслись студенты к переходу на онлайн-обучение?

— С большим пониманием. Мы очень гордимся нашими студентами, которые, несмотря ни на что, продолжают учиться и идут к своей цели. Сейчас у нас обучаются около тысячи клиентов в режиме онлайн.

Как думаете, какие плюсы и минусы у онлайн-обучения?

— Плюсов у онлайн-обучения много: стоимость занятий ниже, при этом длительность урока, преподавательский состав, структура урока не меняются. Кроме того, это экономия времени, денег и сил на дорогу. Из минусов — не все клиенты готовы разбираться с техническими нюансами, а также у некоторых есть некий барьер перед обучением онлайн.


Лилия Григорьева, руководитель отдела маркетинга ювелирной компании «Золотник»:

— Из-за введенного режима самоизоляции мы перешли на онлайн-продажи и бесконтактную доставку. Сейчас не представляется возможным быстро создать сайт для онлайн-магазина, поэтому мы используем WhatsApp. Наши работники дистанционно консультируют клиентов, отправляют им фотографии изделий, отвечают на все интересующие их вопросы.

Как много сейчас заказов? 

— Заказы есть, жизнь ведь все равно продолжается. Люди покупают ювелирные украшения на дни рождения, помолвку. Начался сезон свадеб: многие активно интересуются обручальными кольцами.

С какими сложностями вы столкнулись?

— Люди, конечно, хотят перед покупкой примерить украшения. На фотографии сложно передать все детали — какие у изделий застежки или крепления. Но в нынешних условиях мы все понимаем, что безопаснее всего бесконтактная доставка, которая исключает возможность примерки.

Также появились дополнительные издержки — расходы на курьеров, машину, бензин.

Удалось ли сохранить весь штат?

— Мы не сокращали и не будем сокращать штат, поэтому делаем все возможное, чтобы сейчас заработать средства на выплату зарплат всем работникам.

Хотелось бы, чтобы ювелирным магазинам, которые размещены не в торговых центрах и у которых есть отдельный вход, разрешили открыться. Если не будет продаж ювелирных изделий, это негативно отразится не только на магазинах, но и на производителях.


Алена Ядреева, основатель и руководитель школы танца YA Dance:

— Сначала думали, что обстановка в городе быстро улучшится и мы скоро начнем работать как раньше. Но этого не случилось, и мы начали действовать — запустили онлайн-занятия для детей и взрослых. Сейчас почти все вынужденно ведут пассивный образ жизни, мало двигаются, поэтому мы решили помочь нашим детям и их родителям.

Как отнеслись учителя и ученики к переходу на онлайн-обучение?

— И педагоги, и родители учеников отнеслись к нашей идее положительно. Хочется поблагодарить своих коллег за их отзывчивость и понимание в такое нелегкое время.

Как долго длился переход?

— Сам переход в онлайн занял не так много времени. Сложности были только с приложением Zoom: небольшие технические моменты, связанные со звуком, видео и так далее.

Какие преимущества и недостатки онлайн-формата вы могли бы отметить?

— У онлайн-занятий два основных плюса для клиентов: не нужно никуда ездить, тратиться на проезд и, конечно, их стоимость — она значительно ниже. Из минусов можно отметить отсутствие живого контакта. Наша школа ведет занятия для двух взрослых и двух детских групп. Всего занимаются около 30 человек.

Сейчас для предпринимателей очень сложный период. В кратчайшие сроки нужно оценить ситуацию, взвесить «за» и «против» и начать действовать.


Леонид Толстяков, совладелец баров Tzaki и Small Talk:

— Как только началась пандемия и в городе объявили режим самоизоляции, мы сразу же на следующий день запустили доставку. Мы и до этого видели, что выручка стала падать из-за того, что посетителей становилось меньше. Было очевидно, что необходимо как можно скорее принять меры.

В итоге мы решили объединить кухни двух наших проектов Tzaki и Small Talk и создали общее, комбинированное меню. У нас уникальное предложение: бесплатной доставкой заказов занимаются велокурьеры — это забота об экологии.

Хотелось бы отметить, что мы всегда позиционировали себя не просто как заведения, где можно поужинать, а в том числе и как творческие площадки.

Вы проводите лекции, концерты?

— Да, мы на постоянной основе проводим лекции, устраиваем концерты. Сейчас все это просто перешло из офлайна в онлайн. В начале апреля мы организовали онлайн-концерт канадской певицы Дженни Ву, которая сейчас находится в Париже. Также были стримы с группами «Имя твоей бывшей» из Санкт-Петербурга и «Сияние».

Кроме того, мы провели несколько лекций в режиме онлайн. Беседовали про осознанное потребление в условиях пандемии, про вещизм и проблему шопоголизма в XXI веке, про феминизм. Мы постоянно пытаемся взаимодействовать с аудиторией в информационном пространстве, поэтому наша публика очень вовлеченная, живая. Мы сами позиционируем себя не как сугубо коммерческий, а как молодой и независимый проект. Можно сказать, мы открыли свое дело, чтобы реализовываться творчески.

Покрывает ли сейчас доставка все расходы?

— Доставка не приносит такого дохода, чтобы покрывать все расходы. Сейчас не знаем, насколько долго мы сможем протянуть, если не откроемся офлайн. Ограничения сильно сказались на выручке. Общепит — это очень сложный бизнес в плане логистики, аренды, коммунальных платежей, закупки продуктов, формирования команды. К тому же у нас довольно высокие арендные платежи, поскольку наши заведения находятся в самом центре города. Интересный проект, который был изначально создан для офлайна, не сможет с таким же успехом окупать себя в онлайне. Нужно понимать, что в городе есть сугубо коммерческие службы доставки, которые предлагают, к примеру, удон с курицей за 250 рублей. И если они экономят на продуктах и делают блюдо из условной «Макфы», мы всегда ставим на первое место качество ингредиентов и размер порций блюд.

Если ситуация стабилизируется, мы будем рады вернуться в наш старый режим, когда мы могли видеть друг друга. Людям все равно нужно живое человеческое общение. Тем не менее мы адаптируемся к новым условиям работы и воспринимаем ситуацию с оптимизмом.