Новости "Центра "Мой бизнес"
В Кобяйском районе обсудили правила получения и использования электронной цифровой подписи
20 августа 2021

17 августа в Кобяйском районе на горячей линии обсудили правила получения и использования электронной цифровой подписи в 2021 году. На вопросы участников отвечала старший государственный налоговый инспектор по Кобяйскому району Наталья Климова.

— «С 1 июля 2021 года вступили в силу некоторые изменения, касающиеся электронных подписей и правил их выдачи. В связи с этим предприниматели и организации начали задаваться вопросами о том, кого коснутся изменения и что теперь делать», – сообщает Наталья Климова.

Эксперт напомнил, что с 01.01.2022 по общему правилу юридические лица и индивидуальные предприниматели могут применять квалифицированную ЭП (КЭП), квалифицированный сертификат которой выдает только удостоверяющий центр ФНС России (ч. 1 ст. 17.2, п. 1 ст. 17.3 Закона об электронной подписи в редакции Федерального закона от 27.12.2019 N 476-ФЗ). 01.01.2022 закончится срок действия КЭП, выпущенных коммерческими удостоверяющими центрами.

С 01.07.2021 получить КЭП бесплатно можно будет в удостоверяющем центре ФНС России с учетом следующего:

  • центр выдает квалифицированные сертификаты только юридические лицам (как правило, лицу, имеющему право действовать от имени юридические лица без доверенности), ИП и нотариусам;
  • квалифицированные сертификаты выпускаются по предварительной записи на основании заявления на выпуск КЭП. Предварительно нужно предъявить паспорт, СНИЛС и пройти процедуру идентификации;
  • для записи квалифицированного сертификата необходимо предоставить носитель ключевой информации, сертифицированный ФСТЭК России или ФСБ России. Удостоверяющий центр ФНС России поддерживает ключевые носители определенного формата.

С помощью электронных подписей можно значительно упростить и ускорить документооборот. В связи с этим их широко применяют в самых разных областях.

Простую электронную подпись чаще всего используют граждане для подтверждения банковских операций и получения ряда госуслуг. Организации нередко используют ее во внутреннем электронном документообороте. В частности, идентификация лица производится с помощью корпоративной электронной почты.

Усиленная электронная подпись используется, в частности:

  • для сдачи отчетности в электронном виде (например, в налоговую, пенсионный фонд);
  • подачи документов в суд;
  • участия в электронных торгах;
  • получения госуслуг;
  • организации документооборота внутри организации, а также с ее контрагентами (например, для подписания договоров с ними).

В большинстве указанных случаев закон требует использовать усиленную квалифицированную подпись.

Неквалифицированная подпись в основном применяется во внутреннем документообороте организации, а также во взаимоотношениях с контрагентами.