Новости
Вице-президент «Опоры России» Алексей Кожевников — о том, почему поддержка малого и среднего бизнеса станет лучшей экономической реформой
28 августа 2017

В последние годы в медиаполе, пожалуй, не было более популярной экономической идеи, чем поддержка малого бизнеса. Тем не менее российская экономика по-прежнему ассоциируется с гигантскими государственными и окологосударственными корпорациями. Более того, за четверть века, которые Россия, отказавшись от социализма, строит рыночную экономику, в нашей стране пока так и не прижилось уважительное отношение к предпринимателям. Не сформировалась и мода на занятие собственным бизнесом — скорее это по-прежнему зона риска. И в общественном сознании малый бизнес — нечто бедное, забитое, из последних сил пытающееся свести концы с концами.

Несмотря на всё это, малых предпринимателей в России не так уж и мало. На 1 августа 2016 года в Едином реестре субъектов малого и среднего предпринимательства Федеральной налоговой службы их зарегистрировано более 5,5 млн. Разумеется, не все они — действующие. Но даже если предположить, что в среднем на таком предприятии работают два человека, в малый бизнес оказываются вовлечены никак не меньше 10 млн человек — примерно 15% трудоспособного населения страны.

Постепенно — хотя и медленно — растет и доля малого и среднего бизнеса в российском ВВП. По данным Росстата, в 2016-м она вплотную подобралась к 20%. Но это всё равно мало. Для сравнения: доля малых предприятий в ВВП Канады — 27%, Чехии — 35%. А в ведущих экономических державах мира — втрое выше, чем в России. В США малые и средние предприятия формируют 62% ВВП, в Японии — 63%.

Главное, что необходимо делать, в том числе и при поддержке государства, — транслировать и продвигать простую мысль: быть частным предпринимателем — достойно, модно и круто. Сейчас же мы в основном получаем бизнес-новости либо о крупных госкорпорациях, либо о мелких, но, как правило, с криминальным оттенком. Если людям будут рассказывать, как предприниматели обманывают людей, мало кто захочет завести свое дело.

К тому же постоянная критика лихих 1990-х, тяжелый опыт выживания родителей 20–25 лет назад, когда одна экономика, плановая, уже рухнула, а другая, рыночная, только пыталась встать на ноги, — всё это не добавляет сегодняшней молодежи драйва заниматься бизнесом в России.

Так что показывать по ТВ истории успеха людей, но не как очевидный пиар, а как увлекательные рассказы о реальных человеческих судьбах, о том, как наши соотечественники наперекор трудностям смогли стать успешными бизнесменами не с помощью блата, не в банке и не у нефтяной трубы, можно и нужно. Еще важнее воспитывать склонность к предпринимательству у детей — с помощью познавательных телепередач и мультфильмов. Вот на это не жалко тратить государственные деньги.

Причем говорить о пользе малого бизнеса можно с точки зрения самых разных идей, которые сегодня доминируют в российской информационном пространстве. В частности, во всех наиболее развитых экономически странах мира малый бизнес не просто дает основной процент ВВП — это еще и важнейшая семейная ценность. Там свое дело передается из поколения в поколение, скрепляет отношения детей и родителей, позволяет людям почувствовать причастность к чему-то, что составляет настоящую семейную ценность. Кроме того, малый бизнес дает шанс на настоящую дружбу — ведь там от каждого человека, без преувеличения, зависит судьба предприятия.

Для чего малый бизнес самим предпринимателям — более или менее понятно. Для кого-то это способ выживания. К слову, в кризис в России стала развиваться еще одна новая для нас экономика — крафтовая, малые предприятия, делающие на заказ в разных видах бизнеса изделия ручной работы, от домашних шоколадных конфет до мебели и одежды.Но огромная польза в поддержке малого бизнеса есть и для государства. Потому что предприниматели — это по-настоящему свободные люди, не сидящие на иждивении у государства, заботящиеся о своем деле.

Но одними мультфильмами или телепередачами о бизнес-героях проблемы не решить. Нужна и рутинная, кропотливая работа государственной машины. Например, ликвидировать компанию, если дело не пошло, должно быть юридически так же просто, как создать, — в частности, упростить процедуры в рамках закона о банкротстве физических лиц. Важно создавать экосреду для малого бизнеса, стартапов и прихода инвесторов. Сейчас это называется модным словом «коворкинг».

Нужны бизнес-наставники — не только дорогущие частные коучеры, но и, возможно, поддерживаемые государством образовательные программы с участием тех, кто уже сумел сделать успешный бизнес и расскажет о своем опыте другим.

Ну и, разумеется, никто не отменял необходимости обеспечения доступа малых предприятий к инфраструктуре и госзаказам.

Всё это требует времени. Моментально общественное сознание не изменишь. Но если в России будет численно расти класс настоящих хозяев — малых предпринимателей, дорожащих своим трудом, семьей, делом и страной, — наша страна станет гораздо сильнее, чем от любых ракет и танков. Нет большей силы в современном мире, чем сила частного предпринимательства, рождающего идеи, гаджеты, технологии и просто обеспечивающая людей всем необходимым для более достойной и комфортной жизни.

Источник: https://iz.ru/