Новости
Владелица Yum-Yum Мария Пронтеева: «Мы не будем всю жизнь заниматься только общепитом»
27 марта 2019

Марии Пронтеевой было 24 года, когда она вместе с мужем Олегом открыла службу доставки еды Yum-Yum. Сейчас они с супругом — владельцы заведений «Алоха», «Чердак» и одной из крупнейших служб доставки в Якутске.

Мария — из молодого поколения бизнесменов, которые добились всего сами — без помощи обеспеченных родственников или покровителей. Если ее имя еще не на слуху у якутян, то о созданной ею службе доставки Yum-Yum знают все, кто хоть раз пробовал заказать роллы.

В интервью News.Ykt.Ru Мария рассказала о том, как они с мужем переехали из Питера в Якутск, чтобы открыть бизнес, с какими сложностями им пришлось столкнуться и как они оправились после краха банка «Таатта», в котором были их рабочие счета.

Как вы пришли в бизнес? И кто вас поддерживал в самом начале?

— Некоторые думают, что мои родители — предприниматели. Ходили такие слухи. Но среди близких родственников нет никого, кто бы занимался бизнесом. И мама с отцом, и тети с дядями — госслужащие.

И вы тоже планировали построить карьеру на госслужбе?

— После школы я хотела пойти на госслужбу или стать судьей. Поступила на юриста в вуз в Питере. В институте познакомилась с Олегом, он учился курсом младше. Он тоже был студентом-юристом, причем сам обеспечивал себя с 17 лет. По вечерам работал сушистом в ресторанах.

После учебы решили вместе вернуться в Якутск?

— Изначально мы планировали остаться в Питере. Оба нашли работу. Я устроилась юристом, получала еще второе высшее по антикризисному управлению. Думала: если захочу стать руководителем, обязательно нужно будет управленческое образование.

Компания, в которой я работала, была большой: у нее было десять учредителей и столько же директоров. Ездила с руководителями на встречи и собрания. Тогда же начала общаться с успешными деловыми людьми. Решила, что хочу жить и путешествовать так же, как они. Все работники как-то побаивались их, а мне, наоборот, было легко с ними. Смотря на них, я думала: почему моим пределом должна быть зарплата начальника отдела? Хотелось чего-то большего, и тогда я предложила мужу: «Давай откроем свой бизнес».

С чего вы начали?

— В Питере мы попытались продавать нарезанные фрукты в коробочках. Придумали название — Fruit Box. В то время такие снеки были очень популярны в Европе. А Питер к этому еще не был готов. Мы не нашли точки сбыта: стучались во все двери, но кинотеатры и другие заведения отказывались.

После этого муж начал заниматься доставкой овощей в рестораны. Но в то время ввели санкции: ввозить овощи стало сложнее, и этот бизнес пришлось закрыть.

И после этого вы решились на переезд?

— Мы приняли это решение не сразу. В 2011 году я приезжала к родителям в Якутск во время отпуска. И увидела, что здесь нет вкусных суши и служб доставки. Тогда в городе были только два японских ресторана — «Фудзияма» и «Сейша».

Я вернулась в Питер и сказала мужу: «Давай переедем в Якутск и сделаем службу доставки. Это легче, чем открыть сразу кафе или ресторан». Олег поддержал идею. Мы тут же начали закупать оборудование, придумали название Yum-Yum и логотип, разработали меню. Уже через месяц, в октябре, мы приехали в Якутск и стали искать помещение. Мне и тогда очень нравилось составлять списки дел. В самом начале мы с мужем распределяли все задачи между собой.

Не было страха, что ничего не получится? Особенно с учетом того, что ваша служба доставки была одной из первых в городе. 

— Вначале знакомые говорили мне: «Кто будет заказывать роллы на дом? Они ведь такие дорогие. Для Якутска это не подходит». Родители, конечно, верили, что у нас получится.

Я отвечала всем: «Как не будут заказывать? Если роллы будут вкусными, то будут и заказы». Мы начали работать 9 ноября. В первый день было 15 заказов. Заказывали в основном друзья и коллеги наших родителей.

Вы сразу наняли сотрудников или в первое время занимались всем сами?

— Взяли двух человек — диспетчера и курьера. Сушистом был муж, поваром — брат. И довольно быстро служба стала популярной, с каждым месяцем заказов становилось больше. Когда мы перестали справляться, наняли еще сотрудников.

Что больше помогло раскрутиться — реклама или сарафанное радио?

— В первое время очень помогли сарафанное радио и посты в соцсетях. Сейчас мы проводим маркетинговые исследования, и большинство людей говорят, что сделали заказ у нас по совету друзей.

Как удалось накопить на начальный капитал? И сколько примерно вам потребовалось?

— Сумма была не такой уж большой, но мне бы не хотелось раскрывать цифры. Когда мы переехали в Якутск, я устроилась юристом в строительную компанию. Понемногу копили средства на открытие бизнеса. Еще мама помогла взять кредит: оформили на ее имя, а выплачивали, конечно, сами.

Со временем наша служба стала популярной. Мы арендовали помещение побольше, потом нашли другое — с еще большей площадью, затем сделали точку самовывоза. За несколько лет накопили капитал, достаточный для того, чтобы открыть ресторан. У меня все это время в мыслях был ресторан в стиле лаунж — наподобие «Будды». Думала, сможем открыть свое заведение только через десять лет, а на деле вышло, что через три года — в 2014-м. Через полтора года нам пришлось закрыть «Будду» из-за закона о запрете продажи алкоголя в жилых домах.

После закрытия «Будды» мы открыли «Алоху» в 2015 году и перевели туда всех сотрудников. Мы с мужем обожаем море, пляжные бары, поэтому решили создать ресторан в гавайском стиле. А в 2017 году появился «Чердак» на улице Петра Алексеева. Нам хотелось сделать уютный лофт-бар, где можно потанцевать и хорошо провести время с друзьями. И вы наверняка слышали, что одновременно с нашим баром открылся второй «Чердак».

Часто бывает путаница?

— Случается, что люди иногда путают. Мы с мужем смеемся, что у нас проблемы с названиями заведений. Все произносят Yum-Yum как «Юм-Юм», хотя на самом деле это «Ям-Ям», наш «Чердак» путают с другим, а «Алоху» иногда называют «Олонхо». В этом году мы хотим возродить наш ресторан «Будда», но под другим названием — надо будет вдохновиться чем-нибудь. Пока еще не придумали.

Сейчас в городе множество служб доставки суши, да и баров в последние годы появилось немало. Насколько сложно вести бизнес в такой высококонкурентной среде?

— Мы не следим за конкурентами. Иногда знакомые говорят, что другие рестораторы позаимствовали какие-то наши идеи, но мы относимся к этому спокойно. В конце концов важнее всего поддерживать на высоком уровне качество блюд и сервиса.

Как у вас устроен контроль качества?

— За качество блюд и сервиса, работу кухни и за поставки отвечает муж. Он обучил всех наших сушистов. Даже если к нам приходят опытные повара, мы все равно их переучиваем. Каждый день сотрудники отправляют фотографии каждого заказа в нашу рабочую группу, указывают время доставки — муж за всем этим следит. Если что-то не так, он сразу же разбирается с проблемой.

Думаю, никто, кроме него, больше не справился бы с этим. Это очень тяжело — нужно быть включенным в процесс круглые сутки. Но иначе никак: люди расслабляются.

Сколько сейчас бывает заказов в день?

— Не хотелось бы говорить, поскольку это интересует многих, в том числе другие службы доставки. Иногда к нам устраиваются на работу, чтобы разузнать информацию и понять, как мы работаем и за счет чего отличаемся.

Недавно, 8 марта, у нас было рекордное число заказов. Раньше мы переставали принимать заказы из-за слишком большого количества звонков, но в этом году очень хорошо подготовились. Сотрудники, которые работают с нами с самого начала — 8 лет, сказали, что это было самое крутое 8 Марта за все время.

В Якутске лет десять назад были невероятно популярны японские рестораны, затем была мода на бургеры, корейскую кухню, а сейчас все увлеклись грузинскими блюдами. Что думаете об этом?

— Мы немного отстаем от Питера и Москвы. Мода на грузинскую кухню в центральных городах началась достаточно давно. То же самое с японскими и корейскими ресторанами. Когда я в последний раз ездила в Москву, там были в моде лофтовые бары и рестораны.

То же самое и за границей?

— В Америке и Европе владельцы кафе и ресторанов любят простоту. Когда мы ездили в Испанию, было сложно найти место, где можно вкусно поесть. В Швейцарии было так же. В Италии, конечно, хорошая кухня, но не везде. Я понимаю, что это туристические места: им неважно, вернется ли человек. И при этом ты платишь за ужин около 100 евро. Есть, конечно, очень дорогие рестораны с многолетней историей, но это совсем другая категория заведений.

По сравнению с этим в России уровень ресторанов очень высокий. В Москве можно вкусно поужинать за три тысячи рублей. Хорошие заведения высоко ценят посетителей. В Якутске это тоже так. Все говорят, что здесь плохой сервис, но если сравнивать с другими городами, у нас он намного лучше.

И во многих отношениях Якутск — очень развитый город. Раньше мы немного запаздывали. А сейчас, когда интернет стал доступным и быстрым, мы в курсе всего, что происходит в мире.

Как это, на ваш взгляд, влияет на местный бизнес?

— Посмотрите, какой невероятной красоты букеты создают якутские флористы, какие фантастические торты пекут наши девушки. Я не говорю уже об услугах в сфере красоты: у нас лучшие мастера по маникюру. Якутяне любят красоту, заключенную в деталях, и умеют работать руками. Недаром в Якутии столько творческих людей.

Возможно, мы стараемся создавать красоту своими руками из-за того, что у нас не самый красивый город в мире — он не утопает в зелени, нет замков или огромных парков, как в Европе. Это отражается и на интерьере кафе и ресторанов: мы обращаем много внимания на мелочи. Никто здесь не придет в твое заведение, если ты, грубо говоря, поставишь только столы и стулья. В той же Европе к этому относятся иначе: чем проще, тем лучше.

Источник: news.ykt.ru