Новости
Вынужденная легализация: сложности перевода бизнеса
17 июля 2018

Со следующего года для самозанятых введут единый платеж с выручки. В него включат налог и страховые взносы. Это зафиксировано в новом проекте Минфина. Перечисления будут производиться в Фонд ОМС — этот вопрос уже согласован с налоговой службой. В Министерстве отмечают, что подготовят для самозанятых удобные условия для «выхода из тени», документооборот будет идти в электронном виде, а налоговые сборы, по предварительным данным, обещают сделать льготными. Однако эксперты полагают, что выйти из серой зоны предпринимателей скорее заставит новая налоговая реформа.

Минфин подготовил проект «Основных направлений бюджетной, налоговой и таможенно-тарифной политики на 2019 год и плановый период 2020 и 2021 годов». Это программный документ ведомства с перечислением планируемых налоговых условий, которые необходимы для составления плана доходов казны на предстоящие три года, сообщает издание «Известия». В нем указано, что самозанятые граждане будут совершать единый платеж с выручки, который будет включать в себя налог и страховые взносы.

В документе подчеркивается, что ведомство ведет разработку нового специального налогового режима для этой категории граждан. Система предполагает, что с профессионального дохода физлиц, которые не имеют наемных работников, будет взиматься сбор. Это будет происходить автоматизированно с использованием мобильного приложения, в котором граждане смогут обмениваться информацией с фискальными органами, хотя налоговую отчетность им предоставлять не будут. Пилотный проект по применению специального налогового режима пройдет в отдельных регионах страны в течение пяти лет. Финансовый аналитик компании «Открытие брокер» Тимур Нигматуллин поделился своим мнением о причинах, которые действительно могут мотивировать предпринимателей «выйти за тени»:

«На текущий момент по опросам Росстата безработными числятся всего 5% экономически активного населения. Но примерно 23% из экономически активного населения РФ не платят налоги и социальные взносы. Очевидно, что Правительству не выгодна такая ситуация. Есть несколько подходов к решению этой проблемы. Например, в Беларуси подошли радикально крещению этой проблемы, власти ввели налог на безработных. То есть, если человек находится без работы, он должен заплатить налог. В России пытаются решить эту проблему более мягким способом, чтобы не провоцировать социальные недовольства. Налоговая пытается идентифицировать всех самозанятых, которые имеют доходы и могут с них платить налоги. Соответственно, те инициативы, которые сейчас предпринимаются, они, с одной стороны, позволяют в ближайшем будущем отслеживать платежи физлиц, сопоставлять доходы и объем совершаемых расходов, анализировать эти суммы. С другой стороны, инициатива правительства заключается в разработке специальной системы, которая позволяет не посещая в том числе налоговые органы , произвести необходимые расчеты. То есть, сокращается бюрократическая нагрузка.

То есть, теоретически те 16,5 млн человек, которые не платят налоги и социальные взносы, значительная их часть может реализоваться и вести оплату взносов. Если это произойдет, то, возможно, и не потребуется такого радикального увеличения налогов и взносов».

Профессор кафедры экономической и социальной географии географического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, доктор экономических наук Ольга Кузнецова полагает, что легализовать свой бизнес граждане захотят только в случае наличия удобных способов его ведения, а также неотвратимости наказания за теневой заработок:

«Бессмысленно наказывать людей, если нет нормальных условий для работы, иначе они так и будут продолжать трудиться в серой зоне. Но и не вводить систему наказаний вообще тоже нельзя. Поэтому, когда действия идут в двух этих направлениях, мне кажется, это правильным.

Сам факт наличия наказания имеет принципиальное значение. По большому счету львиная доля нелегальных предпринимателей платить не хочет и не готова. Поэтому для них появление любого налога — это менее выгодно, чем отсутствие такового. Речь идет в большей степени о тех людях, которые имеют возможность скрывать свои доходы, не испытывая издержек при этом».

Президент Центра урегулирования социальных конфликтов Олег Иванов отмечает, что неотвратимость наказания за неуплату взносов традиционно остается действенной мотивацией для людей «выходить из тени»:

«Власти уже не первый раз предпринимают попытку вывести самозанятых граждан из теневого сектора экономики, в последний раз это было в прошлом году, когда для них была объявлена налоговая амнистия. Однако это ни к чему не привело: по оценкам Минтруда в настоящее время зарегистрировано всего 1,4 тыс. самозанятых при их фактической численности около 15 млн. человек. Очевидно, люди просто не заинтересованы в том, чтобы государство знало об их деятельности, и никакие удобства вроде мобильных приложений или льготных условий на них повлиять не могут. Как и в случае с другими налогами здесь может помочь только неотвратимость наказания за неуплату. Однако для выявления и взимания задолжников из числа самозанятых граждан ФНС потребуется несоразмерное увеличение штатной численности, и, как следствие, привлечение дополнительных средств федерального бюджета. При этом налоги, которые ФНС будет собирать с самозанятых граждан, скорее всего, даже не будут компенсировать расходы на их сборы. Поэтому в данном случае «овчинка просто не стоит выделки». Другое дело, если ФНС получит право запрашивать у банков информацию о счетах физлиц вне рамок налоговых проверок, о чем недавно сообщили некоторые СМИ. В этом случае налоговики смогут загружать данные обо всех транзакциях россиян в свою базу и таким образом выявлять неплательщиков НДФЛ. Однако, опять же, сейчас мы не знаем насколько эффективно ФНС сможет обрабатывать эту информацию, сколько сотрудников ей дополнительно понадобится, чтобы понять, окупятся ли подобные расходы. Кроме того, позиция Минфина, с которым необходимо согласовать это предложение, такова, что каких-либо дополнительных силовых полномочий ФНС по улучшению налогового администрирования в настоящее время не требуется».

Ранее Минфин предполагал, что налоговый режим для самозанятых может начать действовать уже в 2019 году. Верхняя планка доходов попадающих под него граждан составит около 10 млн рублей в год. То есть ведомство ориентируется на достаточно эффективных работников: в среднем в месяц они зарабатывают для себя более 800 тыс. рублей, если трудятся без отпуска все 12 месяцев в году.

При этом сам сбор для них составит 3%, если услуги оказываются физическому лицу, и 6% — если юридическому. Для граждан, которые станут потребителями услуг самозанятых, Минфин готовит государственную программу лояльности. Сейчас есть несколько вариантов такой программы: налоговый вычет или баллы, которые можно будет реализовать для погашения обязательств.

Источник: http://bfmsamara.ru/

Есть вопрос?
Позвони 8-800-100-58-80